Как удалось превратить детскую телефонную зависимость в инструмент обучения

    Избыточное использование гаджетов — спорная проблема последних годов. Если запоследние 20 лет взрослые прошли через революцию от кнопочного телефона доумного дома с голосовым ассистентом, то рожденные с ~2015 сразу прибыли вобновленный мир.

    Как это влияет на их развитие? Объясняю на примереинтерактивной игрушки для маленьких детей.

    Зависимость от телефона — не совсем корректное название, поскольку избыточно привязанные к гаджету дети интересуются не самим смартфоном, а интернетом. К интернету же привязан давно устоявшийся термин: цифровая зависимость. Немного рассмотрим её. Цифровая зависимость как диагноз до сих пор не признана медициной, однако в 2019 году среди официальных заболеваний появились такие диагнозы как «зависимость от видеоигр» и «зависимость от онлайн-казино».У детей и взрослых симптомы цифровой зависимости проявляются примерно одинаково.Сама по себе зависимость — это навязчивое состояние, в котором использование интернета (игр, соцсетей, телефона) становится чрезмерным, и уже является для ребенка потребностью наравне с естественной.Если упростить исследования специалистов, можно сказать, что ребенок который сутками пропадает в гаджете, абсолютно не интересуется окружающим миром, а на попытки малейшего ограничения реагирует агрессивно — является зависимым. Притом чем сильнее агрессия, тем выраженней сама зависимость. Кроме того, при отсутствии источника зависимости, эмоциональное состояния ребенка резко ухудшается, вплоть до полной апатии. Некоторые специалисты сравнивают цифровую зависимость с наркотической (но если копать глубоко, окажется, что на психологическом и физическом уровнях любая зависимость проявляется одинаково, будь то азартная, алкогольная, и даже пищевая).

    Но не все так просто, и если разбираться, последние несколько лет смартфон превратился для всех в необходимость. Общение, покупки, поиск ответов на любые вопросы, карты, учеба, фильмы и развлечения: все внутри смартфона. И если 20 лет назад ребенок, которого не выпускали погулять во двор был изолирован, то сейчас изолированным считается ребенок гуляющий без смартфона.Дети осваивают гаджеты до того, как научатся читать и писать, а к моменту обучения уже имеют прокачанные аккаунты в условном Brawl Stars.Частое использование смартфона само по себе нельзя назвать зависимостью, однако если состояние навязчивое стоит задуматься. При этом стоит учитывать, что смартфоны никуда не денутся, и будут с нами т нашими детьми долгое время, вплоть до разработки иной, альтернативной технологии. Одними из первых, кто в полном масштабе понял силу интернета был YouTube, который запустил площадку Kids ориентированную для зрителей до 12 лет.

    Это рекорд YouTube на сегодняшний день, и принадлежит он упомянутой платформе Kids.В свое время не отставали и мобильные разработчики (в особенности IOS), делая обучающие приложения для детей всех возрастов. Как я отмечал, всемирная организация здравоохранения не признает зависимость от телефона или интернета заболеванием. Исходя из изученных мной исследований психологов, психиатров, педиатров и неравнодушных родителей можно обобщить несколько важных аспектов негативного влияния смартфонов на детей:

    • Снижение способности к обучению и умственной деятельности;

    • Сокращение способности концентрации внимания;

    • Неприятие реального мира из-за «серости» относительно виртуального пространства, предпочтение гаджетов ко всему иному;

    • Негативный образ мыслей при невозможности пользоваться гаджетами;

    • Игра в любом месте (туалет, прием пищи, транспорт) и в любое время, а следствие нарушение сна и аппетита.

    Назовем эти аспекты гипотезами, и узнаем что думают те, кто непосредственно разрабатывает обучающие программы для детей:

    Использовать смартфон в целях обучения маленьких детей давно стало нормой. При этом смартфоны — большая проблема в глазах родителей, из-за угрозы зависимости от гаджетов. Мы решили найти компромисс, и разработали осязаемое игровое пространство. Мы сделали приложение на смартфон для маленьких детей с набором физических карточек и приспособлениями для телефона (подставка и насадка на камеру). Игра работает так: ребенку на экране демонстрируется буква, цифра или подсказка и диктор дает задание выложить карточку на игровое поле перед смартфоном, соответствующую данному заданию. Камера смартфона с помощью насадки считывает, верную ли карточку положил ребенок.

    Чтобы ребенка не слишком затягивал игровой процесс, между занятиями есть «нейрогимнастика» — несложные физические упражнения, которые необходимо выполнить, чтобы пройти на следующие уровни. Интерактивный вид обучения не вырывает ребенка из реальности, он взаимодействует с физическим миром. По нашей задумке в обучении принимает участие и родитель: маленький ребенок может не сразу разобраться, как правильно играть, как собрать подставку и как пользоваться игровым полем. Также, родитель может выставить ограничение по времени. Ментально ребенок не в смартфоне, а в карточках — физическом носителеВ этом главная концепция игры. Чтобы играть, нужно поддерживать порядок в фишках, переставлять их, а не нажимать на экран и решать все одной кнопкой. Это небольшое, но в то же время существенное по принципам отличие в методе обучения.Сделать хорошую интерактивную игру сложно. Но еще сложнее сделать её из пластика: у нас в России производят много фанеры, поэтому и игрушки делаются преимущественно фанерными. Производить из пластика слишком дорого: если бы отлили одну пресс-форму только для накладки на камеру, вышло бы порядка 400 тысяч.

    Никто не спешит делать подобные игры, потому что это трудозатратно. Мало того, что необходимо сделать приложение, нужно еще написать и обучить нейросеть, чтобы она верно распознавала карточки при разном освещении, на различных поверхностях (дети не всегда используют платформу). Нужно изготовить эти самые карточки, придумать складную подставку, в общем решить куда больше задач, чем решают обычные разработчики приложений и методологи 60% наших пользователей используют старые телефоны на андроид — это сказывается на производительности. Но при всех сложностях мы реализовали проект, и поняли, что такой формат обучающей игры полезен детям, и имеет большие перспективы против классических методов обучения. Нейрограм хочет теми же методами научить детей читать, писать и разрабатывать программы обучения вплоть до конца начальной школы. Специалисты признают проблему, несмотря на позицию ВОЗ: все же цифровая зависимость как таковая существует. Она выходит за более широкие рамки, чем одержимость играми — как минимум кроме игр существуют социальные сети и видеохостинги. Гаджет заменяет ребенку потребности, которые он хочет реализовать, и необходимо искать альтернативный способ их удовлетворения в реальности. Указанные мной гипотезы в большей степени подтвердились мнениями экспертов, хотя я склонен полагать, что все они имеют место быть, и отклонения развиваются тем сильнее, чем больше ребенок увлечен использованием гаджетов в целях поиска«закрытия» своих потребностей. Компьютеры, смартфоны, планшеты, vr-приспособления: это вещи с которыми дети знакомятся не на протяжении жизни и взросления, как это происходило у нас, а практически с пеленок. Не стоит недооценивать этот фактор, и стоит уделять внимание потреблению гаджета вашим ребенком, несмотря на то, что девайсы давно стали такими же важными вещами, как ключи от дома.