КАК РАЗВИВАТЬ ТОДДЛЕРА 1-3 ГОДА

    Базой для развития в течение всего периода раннего детства остается качественное общение и хорошие отношения с заботящимся взрослым, много разнообразной двигательной активности и сенсорики (для всех 7 органов чувств). К этому добавляются представления о собственном теле, эмоциях и пространстве, удовлетворение потребности в самостоятельности, подготовка к сюжетно- ролевой игре и, конечно же, запуск и развитие речи. 💙 Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы читать еще больше полезных статей для мам-пап

    Качественное общение с заботящимся взрослым и хорошие отношения с ним

    Это, пожалуй, один из самых важных пунктов, ведь развитие происходит из точки покоя – когда ребенок уверен, что любим, желанен и его отношения с заботящимися взрослыми в порядке. Если этой уверенности нет, энергия уходит не на развитие, а на поддержание отношений с любимым взрослым (ребенок ищет способы добиться внимания, чтобы получить подтверждение тому, что он важен и любим).И если до года большинство родителей умиляются малышом, тискают, щекотят, носят на руках, ребенок растет в объятиях и поцелуях. То чем старше становится ребенок, тем меньше он получает безусловной любви и ласки, к нему все чаще предъявляются требования соблюдать нормы, не реветь, не виснуть. Его потребности во внимании воспринимаются как попытки манипулировать, игнорируются или осуждаются. Многие родители начинают соблюдать нормы, не реветь, не виснуть. Его потребности во внимании воспринимаются как попытки манипулировать, игнорируются или осуждаются. Многие родители начинают вводить большое количество запретов и дисциплинарных мер, подрывающих уверенность карапуза в том, что его любят и принимают.

    ВАЖНО!

    Помните, что ваш тоддлер – все еще очень маленький и незрелый ребенок. Им движут сильные импульсы от возникающих эмоций, и эти импульсы малыш пока еще не может обуздать в силу незрелости отделов мозга, отвечающих за самоконтроль, планирование. Не предъявляйте к ребенку завышенных необоснованных требований. Пусть запреты будут минимальными, а ваша родительская мудрость и терпение максимальными.

    Много сенсорной информации

    Информация должна поступать от всех сенсорных систем: тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, вкусовой, слуховой, зрительной, обонятельной. Не запрещайте карапузу бегать по лужам, копаться в мокром песке, рвать и облизывать травинки, валяться на полу или в снегу, толкать или тянуть тяжелые и объемные вещи, висеть, раскачиваться, кружиться, брызгаться, бегать босиком по траве и песку – все это естественное развитие, которое очень важно для мозга и интеграции всех его отделов. Ваша задача обеспечить при этом безопасность (быть рядом и подстраховывать, если нужно, проследить, чтобы не засунул что-то в нос или не съел несъедобное, не подавился и т.д.).Актуальными остаются игры с песком, тестом, пластилином, крупами, водой, красками, сенсорные коробки.

    Как можно больше разнообразного движения

    Не запрещайте носиться по площадке, карабкаться на горки, протискиваться между кустов, проползать под лавками, спрыгивать со ступенек, перепрыгивать через ямки и т.д. Организуйте пешие прогулки (без коляски или с минимальным ее использованием), обучайте кататься на «малышковом» транспорте (беговелах, самокатах, велосипедах).Движение должно быть целенаправленным, в его процессе ребенку нужно не просто двигаться, а решать какую-то задачу: как поставить ногу, чтобы забраться на этот пень (если забирался на него уже много раз, думать не нужно, движение происходит на автомате), насколько пригнуться, чтобы пролезть под стулом, как оттолкнуться, чтобы заехать в горку на самокате и т.д.Идеальная среда для разнообразного движения на улице. По возможности гуляйте чаще и дольше, посещайте разные детские площадки, парки и другие природные места. Дома можно использовать детские спортивные комплексы, организовывать полосы препятствий из мебели, подушек, матрасов, играть в «Лаву» (передвигаться по комнате, не вступая на пол, используя «дорожки» из подушек и других подручных средств).

    Знание и понимание схемы своего тела

    До 2х лет изучайте простые части тела (нога, живот, рука, глаза), ближе к 2м годам добавляйте более сложные (предплечье, затылок, голень).

    Ориентация по сторонам своего тела и в пространстве

    Обращайте внимание малыша на то, какая нога правая, а какая левая (можно проговаривать это в процессе одевания/раздевания), куда поехала машина или побежала собака (направо, налево, прямо, назад), где лежит мяч (над столом, под столом, между стульями), где на картинке птичка (сверху, снизу, в верхнем углу, в нижнем углу, в центре).Можно постепенно пробовать игры по типу «покажи, где твоя правая рука», «дотронься правой рукой до правого уха». Для начала можно делать это, стоя перед зеркалом, ребенку было проще. чтобы

    Умение удерживать равновесие и контролировать положение тела

    Учите этому на балансире, беговеле, при ходьбе по бордюру, прыжках со ступенек, играх с мячом и т.д.

    Умение быстро переключаться с одного элемента на другой в процессе любой деятельности

    Это важно для развития речи, ведь слова состоят из слогов, предложения из слов. Чтобы ребенок мог говорить многосложные слова и предложения, он должен уметь переключаться.

    Развитие координации глаз-рука

    Отлично способствует такому развитию самостоятельность в быту (попытаться самостоятельно раздеться или одеться, есть ложкой и вилкой, резать овощи или фрукты пластиковым ножом, мыть и вытирать руки, наливать воду в кружку и пить, накладывать еду из общей тарелки, листать страницы в книжке, откручивать/закручивать крышки). Также хорошо развивают эту сферу конструкторы, мозаики, нанизывание бусин, рисование пальцами, раскраски и т.д.

    Умение различать свои эмоции

    Сейчас много говорится о важности развития эмоционального интеллекта (EQ). С самого раннего возраста проговаривайте эмоции, которые испытывает ребенок («Вижу, ты расстроился, потому что нам пришлось уйти», «Люблю, когда ты так радуешься!», «Меня тоже раздражает этот громкий звук»). Это нужно, чтобы ребенок постепенно понимал, какие эмоции он испытывает, учился уравновешивать разные эмоциональные импульсы и эмпатично относиться к окружающим.

    Изучение сюжетов для игр

    Играйте с ребенком, показывая ему разные сюжеты для игр. Берите в первую очередь те Сюжеты, которые ребенок видел в жизни. Проходили мимо стройки, поиграйте в стройку. Предстоит или прошел полет на самолете, поиграйте в аэропорт. Сходили в магазин, устройте магазин дома. По мере того, как ребенок осваивает те или иные сюжеты, можете усложнять и дополнять их. Так вы подготовите малыша к сюжетно-ролевой игре, которая станет одной из основ развития после 3х лет.

    Упор на запуск и развитие речи

    Если на первом году жизни большинство родителей обеспокоены тем, когда же кроха пойдет, то на втором году на первый план, как правило, выходит вопрос развития речи. Важно помнить о том, что речь не развивается как-то отдельно, она встроена во все остальные процессы развития. Поэтому, сталкиваясь с трудностями в освоении речи, важно прорабатывать все базовые уровни развития мозга.Помимо этого нужно:

    • создавать речевые ситуации (разговаривать с ребенком о том, что сейчас в зоне его внимания, вовлекать в диалог, оставляя паузы для ответа);
    • включить в быт или игру элементы артикуляционной и дыхательной гимнастики (подуть на свечи, облизать тарелку, построить рожицы перед зеркалом, издавать звуки цоканья копыт, рычать и т.д.);
    • читать с ребенком книжки, особенно стихи с простыми рифмами, чтобы на основе рифмы ребенку было проще осваивать новые слова (окончания у рифмующихся слов одинаковые, новое только начало слова, окончание уже есть в речевом «арсенале»).

    💙 Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы читать еще больше полезных статей для мам-пап