Как рассказать ребёнку о том, какие бывают эмоции
Бывает и так — ребёнок словно копит в себе переживания, а поделиться ими с кем-то, даже самым близким — не может. Происходит это не столько из-за закрытости или стеснения, сколько из-за неумения правильно идентифицировать свои чувства и рассказать о них другому. Не все родители знают, как рассказать малышу о том, какие бывают эмоции, зачем они приходят, как они называются и что с ними делать. О том, как это всё объяснить детям — наша статья сегодня.
Зачем детям информация об эмоциях
Почему-то многие мамы и папы считают, что об эмоциях с ребёнком говорить не обязательно. Считается, что по мере взросления ребёнок самостоятельно начнёт «жонглировать» разными абстрактными понятиями и сможет без проблем понять, когда он чувствует радость, а когда — грусть или раздражение. Но так ли это? Увы, нет.
Ребёнку важно и нужно рассказывать о богатом спектре человеческих чувств — без этого эмоциональная сфера малыша не раскроется в полной мере.
Если же помогать ребёнку развивать эмоциональный интеллект (термин, придуманный Питером Салавой и Джоном Майером), то можно получить множество преимуществ. Например:
- научиться контролировать и регулировать свои эмоции (например, выпускать пар социально приемлемым способом);
- развить умение сочувствовать, сопереживать;
- сформировать и укрепить стрессоустойчивость;
- развить способность налаживать контакты в любом коллективе;
- развить умения и черты характера, которые помогут достигать целей;
- собрать много информации, которая поможет в самопознании («Кто я такой?», «Что я чувствую?», «Какое настроение мне свойственно?»).
Как рассказать детям о разных эмоциях
Возникает вопрос: как правильно познакомить ребёнка с разными эмоциями и как развить детский эмоциональный интеллект? Методов несколько.
- Создать эмоциональную атмосферу дома. Это вполне логично: если родители, бабушки и дедушки спокойно обсуждают свои чувства без затруднений, то ребёнок переймёт эту модель поведения. Наблюдая за взрослыми, ему будет проще показать свою злость, порадоваться, поплакать. Подумайте, в какой семье эмоциональный интеллект будет развит больше: в той, где малышу с детства говорят «Не реви! Хватит нюни распускать!», или в той, где ему ласково подуют на ранку со словами «Плакать — можно, я знаю, что тебе больно и обидно»?
- Много слушать и слышать. Бывает, что родители больше заостряют внимание на действиях, чем на тех эмоциях, которыми они были вызваны. Почему ребёнок обозвал бабушку или нарочно разбил вазу? Оказывается, это только следствие, а причиной могут быть обида, злость, негодование, возмущение. Поэтому для начала постарайтесь построить диалог с ребёнком и поговорить с ним так, чтобы он открылся. Анализируйте его поступки, исходя из его же чувств. И не забывайте разъяснять это самому малышу. Возможно, он даже не знает, какая эмоция вызвала у него желание похулиганить: «Я знаю, ты расстроился, потому что бабушка не захотела покупать тебе новую машинку».
- Проговаривать чувства через соответствующую лексику. Специалисты уверяют, что развитие эмоционального интеллекта невозможно без соответствующей лексики. И впрямь — как ребёнок сможет объяснить, что он чувствует, если он даже не знает название соответствующей эмоции? Постарайтесь чаще использовать в речи слова, являющиеся синонимами к разным эмоциям. В контексте тех или иных действий ребёнок будет сам их запоминать. Тренируйтесь на повседневных ситуациях. Какие чувства испытывает бабушка, когда видит, что все её пирожки съедены? Как Алёша в садике сегодня справился со страхом? Что бы ты почувствовала на месте Алины, если бы тоже получила в подарок железную дорогу? Какими ещё словами можно назвать такое чувство?
- Читать и обсуждать. Способность сопереживать (то есть понимать чувства других людей, животных) ребёнок может развить благодаря книгам. Особенно удачно это получается через художественную литературу и поэзию, где лирические герои испытывают огромную палитру чувств. Очень полезно мамам и папам вместе с детьми читать книги с разными сюжетами и разными героями и обсуждать их поступки («Почему герой так сделал?», «Какие чувства его на это сподвигли?», «Что он почувствовал потом?», «Как ты бы себя ощутила на его месте?»).
- Подсказывать. Помогайте малышу разбираться в себе с помощью подсказок. К примеру, можно задавать ему наводящие вопросы: «Тебе обидно? Ты чувствуешь злость?» Помимо этого, можно помогать малышу развивать первичные навыки рефлексии: «Как ты думаешь, что сейчас нужно сделать, чтобы тебе стало весело? Может, поиграть в прятки?» Помогать крохе разбираться в себе можно также с помощью различных подвижных, творческих игр, телесных исследований: всегда полезно знать, как гнев попадает в сжатые кулаки, где колет в боку от страха, где копится обида, а где любопытство щекочет живот.
Литература об эмоциях
Развитие эмоционального интеллекта ребёнка — тема весьма популярная. На современном книжном рынке ей посвящена большая часть литературы — и для родителей, и для малышей. Небольшой список полезных изданий позволит не только подробно поговорить с детьми на тему эмоций, переживаний, их проявления и контроля, но и расширить общий кругозор.
- «Азбука эмоций», Наталия Кедрова;
- «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить», Виктория и Глеб Шиманские;
- «Сказки-подсказки. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях» (Елена Алябьева);
- «Азбука чувств и эмоций», Екатерина Кес;
- «Как подружить детей с эмоциями. Советы "ленивой мамы"», Анна Быкова;
- «Волшебство эмоций. Эмоциональный интеллект для детей», Сергей Пархоменко;
- «Эмоциометр инспектора Крока: Учимся определять, измерять и контролировать эмоции», Сюзанна Изерн;
- «Я побеждаю страхи: энциклопедия для малышей в сказках», Елена Ульева.
Игры на развитие умения распознавать эмоции
Несколько интересных игр помогут расширить эмоциональную сферу малыша в весёлой оригинальной форме:
- предложите ребёнку изображать разные эмоции мимикой, задавая определённую тему: когда он облизывает лимонную дольку, ест любимую конфету, встречает на улице страшную собаку, не хочет выходить к доске, встретился с лучшим другом;
- попросите ребёнка нарисовать смайлики с разными эмоциями;
- изучайте картины известных художников, где изображены люди: старайтесь вместе с ребёнком рассуждать, что за эмоции испытывают персонажи, судя по их мимике;
- рассматривайте вместе фотографии людей и пытайтесь подумать (точнее, додумать), какими событиями были вызваны их эмоции;
- разыгрывайте с детьми разные ситуации (внезапно пошёл дождь, в магазине закончились любимые эклеры, с работы пришёл папа, завтра ехать на дачу): пусть показывают их не только мимикой, а ещё движениями и словами;
- используйте распечатанные в интернете карточки с разными эмоциями, попросите ребёнка поделить их на те, которые нравятся, и те которые не нравятся, и объяснить свой выбор;
- называйте два слова — эмоцию и любого персонажа (радость и Баба-Яга, злость и бегемот). Задача ребёнка — пройтись по комнате, изображая этого персонажа с названной эмоцией;
- попросите ребёнка найти слова поддержки для разных людей (ударился о тумбочку, поругался с дедушкой, забыла дома домашнее задание, сломал руку и пр.).