Как научить ребёнка различать право и лево?
Большинство взрослых интуитивно ориентируются в пространстве и понимают, куда двигаться, но с детьми всё не так просто. Очевидная система координат «право-лево» может вызвать у ребёнка много вопросов и заставить его надолго задуматься над ответами. В этой статье мы поговорим о том, какие этапы проходят дети перед тем, как выучить, где право и где лево, и какие лайфхаки помогут им в том, чтобы побыстрее этому научиться.
Родители и педагоги невольно удивляются, когда выясняют, что способность различать право и лево комплексна, и знания об этом могут формироваться вплоть до нескольких лет. Недостаточно один раз объяснить ребёнку, где что находится, потому что процесс запоминания состоит из нескольких этапов.
1. Концепция «право» и «лево»
Первоначально дети в принципе сталкиваются с той идеей, что одна плоскость содержит в себе две стороны, которые по-разному называются. Нам-то кажется это максимально понятным и логичным, но тому, кто ещё вчера не пользовался такими понятиями, нужно время, чтобы к ним привыкнуть, и осознать, что между «право» и «лево» есть какая-то разница.
Дело в том, что такие понятия как «верх» и «низ» усвоить проще, потому что человеческое тело в этих направлениях разное, чего не сказать о «право» и «лево». Эти половины условно симметричны, и мысль о том, что одинаковые вещи должны называться по-разному, «ломает» ребёнку мозг. Наука говорит, что на то, чтобы определить, где право, а где лево, даже взрослый мозг тратит четверть секунды! В то время как верх и низ он определяет за сотую её долю.
Так что для того, чтобы ребёнок как можно быстрее свыкся с новыми для него категориями, как можно чаще употребляйте их в повседневной речи — например, показывайте руками нужное направление и объясняйте разницу. Сразу это вряд ли запомнится, но, по крайней мере, малыш поймёт, что «право» и «лево» действительно существуют и отличаются друг от друга.
2. Заучивание
Как только ребёнок осознал существование таких сторон как право и лево, переходите к этапу их запоминания. Существует несколько подсказок, которые должны в этом помочь. Кстати, ими пользуются и взрослые, которые по каким-то причинам не очень хорошо ориентируются в пространстве.
Подсказки визуального уровня
Можно запоминать разницу между «право» и «лево» по тому, на какой руке находятся кольца и часы. Если на одной из рук есть заметная родинка, то ориентироваться можно по ней. Ещё один способ — сложить большой и указательный пальцы так, чтобы они образовали английскую «L». Та рука, где буква смотрит в нужную сторону, будет левой.
Подсказки для кинестетиков
Кому-то проще запоминать посредством привязки нужного факта к движениям. В таком случае предложите ребёнку вспомнить, какой рукой он обычно пишет, ест или здоровается с людьми. Постепенно, вспоминать каждый раз не придётся, и ребёнок научиться понимать, где находится какая из сторон.
Текстовые подсказки
Если дети уже научились читать, то расскажите им, что первая буква слова всегда расположена слева, а последняя — справа. Запомнив этот факт, можно быстро визуализировать в голове любое из слов и таким способом понять нужную сторону. Аналогичная ситуация с письмом, так как в России мы пишем только слева направо.
Помимо этих подсказок, запомнить, где право, а где лево, помогут:
- Борьба или танцы — тренер постоянно говорит, в какую сторону двигаться или какую руку с ногой выставить вперёд;
- Домашние игры, где папа говорит поднять, к примеру, правую руку, но при этом сам поднимает левую, т.е. его действия специально не совпадают со словами. Тот, кто повторяет действие неправильно, выбывает из игры.
3. Относительность понятий «право» и «лево»
Представьте, что вы стоите напротив человека, который говорит вам, что нужное здание находится справа. Вы можете с одинаковой вероятностью посмотреть как в одну сторону, так и в другую, в зависимости от того, как вы поняли собеседника: справа с его позиции или с вашей? Если же к этому добавить, что человек не стоит напротив, а, скажем, висит на турнике вниз головой, то определить, какое «право» он имеет в виду, становится ещё сложнее.
На этом примере легко осознать, насколько относительны на самом деле эти понятия. Для того, чтобы уметь понять, как видит стороны другой человек, нужно обладать хорошо развитым пространственным мышлением.
Детям тоже важно и нужно развивать пространственное мышление, потому что без него они даже со знанием сторон света продолжат путать перчатки или ботинки — они же одинаковые по форме и цвету, и нужно представить, как они выглядят на конечности, чтобы понять, правый это предмет или левый.
Расскажите ребёнку, что право и лево бывают относительно предмета или человека, а потом потренируйтесь загадывать друг другу весёлые задачки. Например, «Кто идёт справа от зелёного дома?» или «С какой стороны от бабушки именинный торт?», а также «Куда поставить левый ботинок мамы, чтобы он встал справа от дедушки и впереди папы?»