Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве

    Способность ориентироваться в пространстве — одно из самых важных умений человека. Задача мам и пап — облегчить жизнь своему ребёнку и как можно раньше познакомить его с важными понятиями, которые непременно пригодятся в будущем. Вот-вот наступит учебный год, а потому всем родителям важно, чтобы ребёнок не заблудился — ни в городе, ни в школе.

    3-4 года

    3-4 года — лучший период для первого знакомства малыша с самыми элементарными пространственными понятиями. С их помощью ребёнок сможет указать направление вокруг себя. Например, что находится спереди, снизу, вверху, внизу, сбоку.

    Оптимально начинать учить ребёнка пространственному ориентированию в повседневных делах. К примеру, в процессе одевания: «Надень варежку сначала на левую руку, а потом — на правую», «Сними сначала правый кроссовок, а потом — левый».

    Самое важное — сначала помочь разобраться в пространстве относительно своего тела. В частности, с какой стороны у малыша правая нога, правая рука, правое ухо, а с какой — левые части тела. Где у него нижняя половина туловища, а где — верхняя. Что значит «надеть снизу» и «надеть сверху». Когда кроха освоит эти понятия на себе, можно переходить к окружающим предметам. Например, фонарь — слева, дом — справа, кот — внизу, солнце — вверху.

    Ребёнок будет запоминать вышеупомянутые понятия быстрее, если родитель сам будет их комментировать, к примеру, во время утренней зарядки: «Поднимем левую ногу вверх, опустим её вниз. Отведём руку влево и поднимем её вверх. Дотянемся левым локтем до правого колена».

    С малышами можно играть и в регулировщика: сделать полосу препятствий, дорогу для машин и устроить проезд по импровизированному городу так, чтобы ребёнок комментировал каждое действие: «Едем вправо, едем влево». Также можно играть в угадайку: «Что это за предмет находится слева от тебя, рядом с фотографией?»

    5-6 лет

    В этом возрасте у ребёнка усложняется задача. Нужно учить его ориентироваться в движущемся пространстве (идти направо/налево, вперёд/назад), определять нахождение предметов относительно себя: «Книга лежит справа от меня», «Передо мной едет машина».

    В этом же возрастном промежутке ребёнка можно познакомить с отношением предметов и объектов в пространстве. А именно с такими понятиями, как «далеко» и «близко». Делать это полезно на практике, указывая на различные предметы дома или на улице и задавая вопросы: «Далеко или близко от нас вон то дерево? А что находится дальше от нас — это дерево или вон тот дом? Какие цветы растут близко от нашего дома? А какой твой друг живёт далеко от нашей школы?»

    Также в этом возрасте рекомендуется закреплять уже освоенные понятия: право-лево, рядом, сверху-снизу, сбоку, впереди-сзади. Делать это удобно с помощью подручных материалов и книг. Можно располагать предметы перед ребёнком в произвольном порядке и спрашивать, где и что лежит: «Кубик находится рядом с плюшевым медведем, наклейка — над пуговицей, а пуговица справа от карандаша». Предметы можно менять в разной последовательности, тем самым закрепляя детский навык простейшего ориентирования.

    Будет полезно отрабатывать этот навык на домочадцах: «Бабушка стоит сзади меня», «Папа стоит справа от дедушки», «Барсик лежит вверху, на комоде, слева от горшка с цветком».

    Старший дошкольный возраст — время первичных знаний о построении маршрута. Мамы и папы могут учить будущего школьника двигаться на улице в заданном направлении: вперёд, назад, вправо, влево. Особенно это удобно, если смотреть на указательные знаки. Так ребёнок сможет освоить знаки подземных и надземных переходов, зебры, светофора — того, что пригодится ему позже. Таким образом, ребёнок сможет составить маршрут от дома до сада или школы или от магазина — это отличная практика пространственного ориентирования.

    7 лет и старше

    6-7 лет — отличный возраст для развития детских навыков пространственного моделирования. Хорошо в этом помогают графические диктанты на листах в клеточку: «Начальная точка — две клеточки вправо и 5 клеточек вниз. Дальше чертим линии: одна клеточка вправо, две клеточки вниз, пять клеточек вправо, четыре клеточки вниз, семь клеточек влево». Подсказка: будет интереснее, если в конце такого диктанта получится слон или машинка.

    В современных книжных магазинах можно найти множество пособий и рабочих тетрадей с подобными диктантами, где ребёнок, соединяя правильно клеточки, получает какие-нибудь изображения: домики, кукла, плюшевый мишка.

    В младшем школьном возрасте ребёнок уже обладает элементарными умениями построения схематичных карт. Это тоже позволяет развивать пространственное ориентирование: можно попросить ребёнка нарисовать план квартиры, его собственной комнаты или графически изобразить маршрут от школы/садика до дома.

    Закрепить навыки ребёнку помогут разнообразные игры. Например, домашние, дачные или уличные квесты: родитель прячет приз и даёт ребёнку задание найти его, пользуясь картой (две шага вправо, пять шагов вперёд, два шага влево, снизу под раковиной, позади дивана, над полкой с книгами и пр.).