Как и когда учить ребёнка писать?

    Наш автор — Т. Ф. Клементовича (создатель уникальных методик по обучению дошкольников письму, чтению и математике, педагог-психолог высшей категории со стажем более 30 лет) — отвечает на главные вопросы родителей по поводу обучения детей письму.

    Нужно ли учить детей писать, читать и считать до школы?

    Безусловно, нужно. Неподготовленным первоклашкам трудно бывает догнать своих сверстников-одноклассников. Даже если ребёнок хорошо развит, умеет читать, считать, но графические навыки отсутствуют, трудности неизбежны. Сейчас при каждой школе есть курсы для будущих первоклассников, где дети получают необходимые учебные навыки.

    Если родители сами хотят научить своего ребёнка писать, то надо быть очень осторожными. В этом разделе программы есть свои тонкости и нюансы. Неправильное соединение букв и их начертание может привести к тому, что ребёнка придётся переучивать. В этом случае лучше не учить детей письму, а ограничиться штриховкой, раскраской и рисованием.

    А когда лучше начинать готовить руку ребёнка к письму?

    Готовить руку к письму лучше с самого раннего детства. Предлагайте малышу всевозможные пирамидки, матрёшки, «втыкалочки», мозаику, раскраски и пластилин. Всё это помогает пальчикам окрепнуть и развить мелкую моторику. Ручки ребёнка становятся ловкими и подвижными. Ими легко управлять.

    У многих детей уже в 4 года появляется желание писать печатными буквами, но они получаются некрасивыми и кривыми, а слова—с ошибками. Чтобы небрежное письмо не укоренилось, вам поможет моя первая книга «Сам читаю, сам пишу». Эта пропись в крупную клетку, где дети учатся писать печатными буквами и читать одновременно. До середины книги малыш знакомится с начертанием всех букв. Он только обводит (прописывает) буквы, слоги и слова карандашами очень медленно сверху вниз, старательно попадая в линии образцов. Скорость придёт позже. Заниматься по этой книге нужно каждый день.

    Когда ребёнку исполняется 6лет, можно переходить ко второму пособию «Я учусь писать красиво». В ней вы увидите особую крупную разлиновку для обучения детей письму, где у каждого элемента буквы есть своё место, свой «домик». Вначале ребёнок пишет письменные буквы, слоги и слова по точкам цветными карандашами. Взрослый должен внимательно следить за каждой линией, за каждым элементом, который пишет ребёнок, сопровождая письмо устными советами и пояснениями. С 37 страницы переходим к письму мягким простым карандашом, ведь точки закончились, и ребёнок сам должен выполнить все задания. Может быть, и резинка понадобится, чтобы исправить ошибку, но лучше ею не злоупотреблять. Через 10листов переходим к письму ручкой. Можно использовать ручку-корректор, которая позволяет убрать неправильные линии.

    Главное вы уже знаете, но я повторю то, что ребёнок не должен писать без контроля со стороны родителей, потому что взрослый:

    • даст нужный совет,
    • поможет правильно перенести слово на нужную строку,
    • подскажет — одну или две клетки нужно пропустить между словами,
    • поможет уточнить значение каждого слова, подскажет, что Шишкин—это художник, как выглядит цилиндр, циркуль, плющ и хохлома (в прописях я использую много словарных слов, что позволит ребёнку писать в школе более грамотно).

    Вашему ребёнку исполнилось 7лет. Если вы занимались письмом ежедневно, можно переходить к третьей книге «Я учусь писать красиво. Часть 2. Прописи, которые помогут освоить первые правила русского языка». Успех красивого письма гарантирован, если нет проблем со здоровьем и главное—если у самого ребёнка есть желание научиться писать красиво. Предположим, у вашего сына или дочери возникли затруднения при выполнении заданий, тогда советую воспользоваться «приёмом работы с калькой». Для этого положите лист кальки на нужную строчку, и пусть ребёнок прописывает задание сначала по кальке 2–3 раза, а потом уже в прописях. Научившись писать красиво крупными буквами, ваш первоклассник легко перейдёт в школе на уменьшенный размер букв, а почерк останется красивым.

    Почему в названии ваших прописей дважды встречается слово «красиво»?

    Говорят, что почерк человека связан с его характером. Ведь именно по почерку психологи могут многое сказать о его обладателе. Возможно, наследственность влияет на характерные особенности почерка.

    На собственном опыте я убедилась, что почерк может быть разным для себя и для других. Мои конспекты и записи не каждый прочитает, но детям на доске я пишу каллиграфическим почерком.

    В моих прописях есть маленькие секреты, которые я описываю в предисловии. Обратите внимание на параллельность линий в элементах букв и правильное их соединение. В прописях введены элементы безотрывного письма, что в дальнейшем приведёт к скорописи. Студенты и старшеклассники хорошо знают, насколько это полезный навык. Безотрывное письмо поможет быстрее писать, красивый почерк сделает записи чёткими и легко читаемыми, а это, как говорится, проявление уважения к тому, кто будет их читать.

    Что делать, если у ребёнка плохая память и он с трудом запоминает стихи?

    Хорошая память нужна и ребёнку, и взрослому. Её можно тренировать хоть всю жизнь. В 1993 году на свет появилась моя методика—художественно-образное конспектирование (ХОК). Толчком к её созданию послужили занятия на курсах мнемотехники, т.е. развитие памяти с помощью специальных приёмов. Так в книге «Я учусь писать красиво. Часть 2» с помощью метода ХОК некоторые правила русского языка изложены в стихах. С помощью таблиц и рисунков можно запомнить, как маленькие, так и большие стихотворные и прозаические тексты.

    Желаю вам успехов!