Как грамотно и эффективно задавать вопросы при работе с МАК

    Предположим, что мы выбрали колоду метафорических карт и запрос, который хотим проработать. Это еще не все, что нам нужно знать, чтобы грамотно и эффективно решить проблему. Метафорические карты работают в том случае, если к ним подобраны корректные вопросы. В этой статье мы подготовили предостережения и советы по тому, как правильно спрашивать МАК в раскладах. Изучите эти принципы, и тогда метафорические карты откроют двери в ваше бессознательное или в мир образов ваших клиентов.

    Предостережения

    Прежде всего, не трактуйте карту так, как если бы занимались предсказанием. У МАК в отличие от Оракулов и Таро нет строгих значений. Существуют альтернативные варианты развития будущего. В психологической работе было бы непростительно лишать человека выбора. Вы можете вытащить несколько карт, предварительно задав вопрос: «Как идет ситуация в направлении будущего?» И уточнить какого именно будущего. Безопаснее ставить вопрос не через фразу: «Что будет в будущем?» –, а уточнять период, например, 3 дня, 3 недели или 3 месяца.

    Не стоит изучать жизнь и психологию других людей. Как и в случае с прогнозированием событий, вы наверняка получите ложное представление о психике человека, не участвующего в процессе расклада. Это не значит, что других людей совсем не должно быть в вашем вопросе. Сместите акцент на отношения с окружающими: «Какая я в общении с противоположным полом?» «Какой мой идеальный мужчина?» «Какие отношения я хочу, а какие выстраиваю на самом деле?» С подобными вопросами хорошо работает набор МАК «Мужчина. Женщина. Любовь».

    Советы

    Перейдем к базовым принципам и советам, которые помогут правильно строить вопросы к картам. Правильный вопрос способствует раскрытию клиента на консультации, лучше проясняет проблему, состояние или отношение человека к ситуации и другим людям.

    Вопрос должен быть открытым, с возможностью клиенту самому выбрать направление. Предположим, на карте изображен человек, которой сидит спиной к зрителю. Вредный вопрос в этом случае: «От кого ты закрываешься?» – ведь человек еще не сказал, что он закрывается. Может быть, для него этот образ означает, например, то, что человек сидит в пол-оборота и пытается раскрыться – он в моменте. Важно не торопиться с трактовкой. Правильный вопрос здесь, например: «Что происходит на этой карте? – или. – Как эта карта про тебя?» Человек должен сам дать развернутый ответ, чтобы мы могли понять, что с ним происходит.

    Затрагивать стоит все сферы психики: эмоции, чувства, мысли и поведение. «Что происходит на карте?» – мысли. «Что ты чувствуешь, глядя на эту карту?» – эмоции, чувства. «Что мне сделать, чтобы достичь цели?» – поведение. Любой вопрос обязательно затронет какую-то сферу, но важно, чтобы человек не обсуждал лишь одни эмоции или, наоборот, лишь одни мысли. В зависимости от запроса иногда мы смещаем акцент то в сторону эмоций, то в сторону идей. Но даже в этом случае дополнительно затрагиваем остальные сферы.

    Следующий совет перекликается с предыдущим. Стоит формулировать вопрос так, чтобы он раскрывал ваши чувства, эмоции, мысли и намерения, либо отношение к ситуации, нежели саму ситуацию. «Что произошло / произойдет?» – это неэффективные вопросы для МАК. Ответ на них вы не получите. Вместо этого лучше спросить: «Как эта карта отражает мою проблему / ситуацию?» Это поможет лучше понять, как клиент или лично вы видите произошедшее. С этой информацией уже можно работать. Для данных запросов хорошо подходят колоды-советники(«Советник», «Совет или предупреждение»).

    Вопросы должны относиться к реальной жизни, и должны работать на реальное положение дел. Не стоит увлекаться в абстрактной интерпретации: «Что вы видите на карте» – этот вопрос уместен, но менее полезен. «Как эта карта лично про меня?» –вопрос должен подводить к личному итогу (1 часть ответа будет – что я вижу на карте, а 2 часть – как эта карта про меня). Не стесняемся спрашивать напрямую, чтобы исключить ложные трактовки.

    Резюме

    Чтобы вопросы были направлены на решение проблемы, нужно формулировать их в соответствии со следующими правилами:

    1. Не изучать психологию других людей (смотрим только через свои чувства, эмоции, отношения)

    2. Вопрос должен быть открытым, с возможностью клиенту самому выбрать направление

    3. Вопрос должен затрагивать все сферы психики: чувства (эмоции), действия, (поведение) и мысли

    4. Вопросы следует подбирать такие, чтобы они позволяли изучать себя, свои эмоции, свои мысли и свое отношение к ситуации, нежели сами ситуации

    5. Вопросы должны относиться к реальной жизни и должны работать на реальное положение дел

    6. Не стоит увлекаться с абстрактной интерпретацией – спрашивать конкретно про себя и свою проблему