Про-Сцена
    1подписчик

    Интервью с молодым режиссером. Преодоление трудностей: как я создаю фильмы с минимальным бюджетом.

    21.11.2024
    147 просмотров

    Познакомьтесь с Никитой Шафиевым — молодым и талантливым режиссером, сценаристом, оператором, монтажером, который уже успел заявить о себе на конкурсах короткометражек в России. Его работы в жанре хоррор привлекают внимание и вызывают интерес. В нашем интервью Никита поделится своим опытом и расскажет, как молодому режиссеру-самоучке пробиться в мир киноиндустрии и завоевать признание.

    Никита, как ваше детство в провинции сформировало вашу уникальную перспективу на жизнь и искусство?

    Я хочу ответить, что это вполне обычно. Моё стремление развиваться становится своего рода триггером. Почему я выбрал именно киноискусство? В жизни повлияло много факторов, и всё так сложилось.

    Как жизнь в селе Толстое, Белгородской области, и период без телевизора повлияли на ваше творческое развитие?

    Во время жизни в селе Толстое Белгородской области отсутствие телевизора и наличие только радио создали для меня уникальные условия. В 2010 году, когда музыка не была моей главной страстью, я нашел вдохновение в кино. Из-за большого количества свободного времени я начал рисовать, что привело меня к идее создавать комиксы. Я представлял их как фильмы, рисуя покадрово. Я начал с раскадровок, вдохновляясь уже существующими фильмами ужасов. Так, от скуки и из-за наличия свободного времени, я увлекся созданием мини-фильмов. Хотя они не были полностью прорисованы, в моих альбомах было около тридцати двух страниц, посвященных одному интересному фильму. Я показывал их своим друзьям, озвучивая каждый кадр, чтобы они могли ощутить атмосферу. В детстве это был очень ценный опыт для меня.


    Что именно в жанре "зоохорроров" вас так захватило, и как это отразилось на вашем стиле и подходе к созданию фильмов?

    Совпало так, что меня всегда привлекало удивительное сочетание жанров: животный мир и фильмы ужасов. С детства я увлекался изучением природы и животных, от рыб до птиц и других видов. Это увлечение, вместе с любовью к кино, особенно к жанру ужасов, сформировало мой интерес. Хотя некоторые фильмы ужасов казались мне простоватыми, они всегда были забавными. Были и более серьезные, признанные многими. Этот симбиоз любви к природе и кино в итоге дал свои плоды и стал основой для дальнейшего развития моего стиля.

    Как вы нашли способ объединить вашу любовь к зоологии и кино, и как это сочетание проявляется в вашем творчестве?

    Создание видеоблога стало первым шагом в объединении моих интересов. Изначально я планировал заниматься документалистикой и вести видеоблог о природе. Однако со временем я осознал, что кино привлекает меня больше. Спустя семь лет после начала блога я переключился на создание фильмов.

    Какие уроки вы извлекли из создания мультсериалов и фильмов ужасов в детстве, и как они повлияли на вашу карьеру?

    Скорее, я приобрел навыки, чем извлек уроки. Эти навыки оказались полезными для меня, хотя они не сильно повлияли на мою карьеру. Это был небольшой плюс, задача, которую я решил с легкостью. Например, если мне нужны раскадровки для проекта, я могу быстро их организовать, в том числе в цвете и за короткий срок. Это стало моим преимуществом и балансом в работе. Я быстро создаю раскадровки, что упрощает процесс съемки. Я не стремлюсь к излишней детализации, поэтому могу быстро нарисовать и реализовать задуманное.

    Что вдохновило вас создать YouTube-канал о животных, и какие неожиданные открытия вы сделали в процессе его ведения?

    В Америке был англоязычный канал, где один экстремал показывал животных и позволял им себя кусать, чтобы испытать их укусы и узнать, как они жалят. Это было популярно на западе. Я быстро это заметил и вдохновился, но не стал углубляться в экстрим, чтобы меня жалили и кусали. Я просто ловил животных и рассказывал о них. Иногда, если была возможность, показывал в кадре, как какая-то тварь могла укусить, но без экстрима. Этот западный канал сильно повлиял на меня, и я решил создать свой русскоязычный аналог. Я многое перенял, например, логотипы и заставки, но у меня был только ноутбук. Я вел блог на ноутбуке, когда у меня были свободные дни после учебы в техникуме, приезжая на выходные домой.

    Что стало катализатором вашего возвращения к кино после карьеры видеоблогера, и как это изменило ваше восприятие себя как творца?

    Когда я сам монтировал видео для блога, в процессе монтажа я начал ощущать себя немного как создатель. Ведение блога включает не только съемку, но и монтаж, то есть полную организацию материала, чтобы показать зрителю готовый продукт. В момент монтажа я ощутил другой процесс, более художественный. Я начал замечать ракурсы и движения животных, их позы и перемещения. Это напомнило мне о кино, где важны красивые ракурсы и творческий подход. Я стал больше смотреть фильмы разных жанров и углубляться в художественное кино, а не только в видеоблоги о природе. Ведение блога началось, когда я был студентом, с девятого класса до четвертого курса. После окончания техникума я понял, что хочу заняться чем-то более серьезным и масштабным. Видеоблоги о природе не приносили мне удовлетворения, и я осознал, что кино — это мое истинное призвание.

    Как вы открыли для себя мир сценарного мастерства, и какие моменты в этом процессе стали для вас наиболее вдохновляющими?

    Чтобы не быть дилетантом, важно не только знать кино, но и ощущать его. Это будет огромным плюсом. Конечно, чтобы не выглядеть глупо, нужно учиться всему, включая сценарное мастерство. Я параллельно изучал сценарное дело, создавая сценарии по своему желанию. Я занимался небольшими проектами для себя и в какой-то момент решил написать полнометражный сценарий. С 2017 года я начал изучать мастер-классы и книги по сценарному мастерству, которые можно найти в интернете. Интернет стал для меня важным источником информации. Хотя у меня было желание учиться, я понимал, что финансово это сложно, поэтому использовал доступные онлайн-ресурсы. Это и повлияло на мой путь.

    Как вы преодолевали трудности в техникуме, и как эти испытания повлияли на ваше художественное видение?

    У меня практически не было особых трудностей. Я всегда все делал в последний момент, и у меня было огромное количество задолженностей. Честно говоря, я не особо учился, скорее отдыхал. Поэтому у меня постоянно были большие задолженности. Однако все это решалось быстро: нужно было что-то сделать, например, помыть класс или почистить что-то, и зачет был обеспечен. Это не было главной проблемой, из этого можно было выбраться. Были, конечно, и более серьезные проблемы, но они тоже решались за одну ночь. Например, написание рефератов или дипломных работ. Что-то покупалось, что-то выпрашивалось. Поэтому все проблемы были простыми. Наверное, так и выработалась моя энергия и эффективность в работе, своего рода маленькая школа жизни для студентов, которые не учатся, но постоянно выкручиваются.

    Какую роль сыграла ваша мама в поддержке вашего стремления к киноискусству, и как это повлияло на вашу уверенность в себе?

    Моя мама сыграла важную роль в моем увлечении киноискусством. Она часто смотрела фильмы ужасов, и, хотя поначалу я их боялся и предпочитал мультфильмы, со временем я тоже начал их смотреть. Благодаря маме я полюбил фильмы, и это увлечение стало развиваться дальше.

    Какие неожиданные вызовы и радости вы испытали, создавая короткометражки на смартфон и участвуя в кинофестивалях?

    У меня было много видео на телефоне, и, хотя камера на iPhone 8, по моему мнению, была хорошей, микрофон не работал. Поэтому первые фильмы я записывал без звука и создавал его с нуля. В кино существуют специальные подразделения, такие как фоли-артисты, которые создают звуковые эффекты для сцен. Мне пришлось самому работать над звуками для своих фильмов, и я создавал их полностью самостоятельно. Все это я делал на телефоне, так как у меня не было компьютера, способного обрабатывать монтаж. Звук я также записывал на телефоне с помощью специальных программ. Работа над пост-продакшеном была вдохновляющей и продуктивной. Я выкладывал свои первые короткометражки на своей странице, и они быстро распространялись среди друзей, несмотря на то, что у меня было мало подписчиков. Поддержка была значительной, и это очень радовало. Я понимал, что нужно продолжать развиваться в этом направлении. Хотя мои работы не были шедеврами и создавались на энтузиазме и экспериментах, это была важная школа жизни. Я знал, к чему стремлюсь, и был уверен в себе. Поддержка окружающих была важной, и я очень благодарен за это.

    Как суровая красота Мурманска и работа на море вдохновили вас на новые творческие идеи и проекты?

    Все началось с момента поездки в Карелию. Когда ты живешь в привычной обстановке, окружающие виды перестают удивлять. Но стоит принять решение уехать на север, как все вокруг резко меняется. Локации и виды становятся совершенно другими, словно ты попал в новое измерение, в сказку. Карелия мне очень понравилась. Помню лето в лесу на стоянке, где можно было переночевать. Там никого не было, и мне приснился кошмарный сон, который невозможно забыть. Уже по дороге до Мурманска я начал обдумывать идею для фильма и работать над новым проектом. У меня был опыт в написании сценариев, так как предыдущий проект я уже продал. В Мурманске и Териберке я нашел много вдохновения. Эти места были для меня новыми и удивительными. В Териберке снимали фильм "Левиафан" Андрея Звягинцева, и я переснял некоторые сцены на телефон, а потом смонтировал их. Путешествие вдохновило меня, и учеба тоже повлияла, так как я учился на матроса. Я не знал, что меня ждет, но суровая реальность заставила справляться с трудностями. В первый день в море мы с коллегами сильно напились, и так познакомились. Спустя пару дней работы на корабле у меня появилась идея для нового фильма, и я начал писать сценарий. Я был генератором идей, многие из которых сохранились. Некоторые проекты были отложены, так как я понимал, что нужно двигаться вперед и реализовывать их. У меня есть записи, которые я планирую использовать для будущих фильмов. Они будут иметь параллели с предыдущими работами, так как у меня уже есть определенный опыт.

    Что вас так привлекает в жанре хоррор, и как вы используете его, чтобы передать свои идеи и эмоции?

    Когда я перестал бояться фильмов ужасов, я увидел в них нечто большее, чем просто способ напугать. Ужасы часто используются для продвижения социальных повесток и решения насущных проблем человечества. Например, "Годзилла" является метафорой страха перед ядерными бомбами, которые Америка использовала против Хиросимы и Нагасаки. Японские кинематографисты преобразовали этот страх в образ Годзиллы, которая разрушает все на своем пути. Это стало языком кино, который позволяет передавать идеи и эмоции. Сейчас я снимаю короткометражки для портфолио, и мои сформированные идеи и вопросы хранятся в полнометражных проектах. Короткометражки служат мини-фантазиями или зарисовками. В них я сосредотачиваюсь на простых историях и кинематографичности, несмотря на ограниченный бюджет. Это помогает мне преодолевать барьеры и двигаться к созданию дебютного проекта.

    Как вы находите креативные решения для преодоления финансовых трудностей, и как это влияет на ваши кинопроекты?

    Не стоит ставить слишком высокую планку. Можно снять фильм и за тысячу рублей, и даже за пятьсот. Главное — придумать интересный и доступный сюжет, не усложняя его. Работая в рамках доступных ресурсов, можно добиться успеха. Конечно, хочется, чтобы графика была на высоте и чтобы ее правильно поняли, но важно исходить из того, что реально доступно, и проявлять креативность.

    Какие амбициозные цели вы ставите перед собой в киноиндустрии, и как планируете их достигать, несмотря на отсутствие формального образования?

    Образование — это не преграда. Если вы действительно хотите заниматься кино, то можно добиться успеха и без формального образования. Я бы скорее поверил, что стану режиссером, чем кем-то другим, если бы мне это сказали раньше. Проблемы не должны останавливать. Да, сейчас к отсутствию кинообразования относятся скептически, но не все могут его получить. Кино доступно каждому, у кого есть творческое видение и мечты. Для меня это не проблема. Как я буду преодолевать трудности? Просто буду действовать и преодолевать барьеры. Это не главное. Я достаточно разумен, чтобы понимать, что все возможно.

    Не пропустите новые публикации Про-Сцена