Инклюзивное образование в России: где искать поддержки, кроме школ?
Вопрос об инклюзивном образовании, конечно, требует особой подготовки учителей. Но помимо школьного вопроса есть довольно много возможностей. По обе стороны: у тех, кого она касается напрямую, всё больше ресурсов, а у тех, кто рядом — возможностей узнать, понять, разобраться, как строить отношения с миром. Здесь много сосредоточено вокруг библиотек, книжного мира: ведь это самая доступная коммуникация! Несмотря на то, что, по первому впечатлению, именно слабовидящим и слабослышащим книги становятся недоступны. А вот нет. Книга – это ведь гораздо больше, чем текст, напечатанный на бумаге. Это ведь разговор автора с читателем. Так что книга может быть и голосом, и историей в картинках, и почти мультфильмом или почти театром – да много чем!

Так, в Российской государственной библиотеке для слепых (проект «Точка зрения», Москва), и в Государственной специальной центральной библиотеке для слепых и слабовидящих (Санкт-Петербург) фонды включают:
- книги и периодику с укрупнённым шрифтом, шрифтом Брайля, рельефной графикой, тактильными иллюстрациями, 3D-моделями;
- аудиокниги и аудиоэкскурсии;
- фильмы с тифлокомментариями;
- встречи с писателями — и многое другое.
В Новосибирске открыли выставку картин для слабовидящих со звуками и запахами.
Создаются тактильные книги, как это делает Александра Федорченко из Санкт-Петербурга. Реальность таких книг — из коры, меха и других материалов.
В Свердловской областной библиотеке для слепых в 2017 году вышло сразу две версии книги современной писательницы Елены Ленковской «Сокровища Рифейских гор» — одна шрифтом Брайля, другая — в аудиоформате. Книга стала событием: это лауреат Всероссийского конкурса для детей и юношества «Книгуру» (сезон 2013 года). А сам конкурс знаменит тем, что если длинный и короткий списки формируют взрослые эксперты, то лауреатов выбирают уже читатели: дети 10-16 лет.
Российская Государственная библиотека для молодёжи проводит лекции по языку жестов.
В Санкт-Петербурге в 2019 году «Команда С.Л.У.Х.» выпустила первый в России графический роман о суперспособностях глухих детей. Идея комикса разработана Аллой Маллабиу и Зоей Бойцовой — основателями общественной организации «Я тебя слышу».
В общем, книжное пространство оказалось куда вместительнее, чем мы думали. А сами книги продемонстрировали свойство объединять. Книги в обзоре ниже – и о тех, кто отличается от других, и ПРО них.
«Кротик Макс», Роджер Ринер (0+)

Серия «Козлик Чарли», Роджер Ринер, Патрик Меттлер (0+)

Ароматные книжки о козлике Чарли стали на российском рынке каноническими для слепых и слабовидящих малышей. Истории о путешествиях забавного козлика – на лугу, в лесу, в заснеженных Альпах, и даже вокруг света – как бы рассказываются на трёх языках: привычном языке слов и картинок, и – если читатель плохо видит или по какой-то ещё причине не может читать – на языке запахов.
«Крокодил, который не любил воду», Джемма Мерино (0+)

Тоже ароматная книга Джеммы Мерино о маленьком крокодиле, который не любил плавать, а был знатным древолазом. А уж в чём заключается крокодилистость — предстоит додумать уже самому читателю.
«Музыка моего дятла», Анна Анисимова (0+)

А ещё маленькая героиня изучает шрифт Брайля. Вместе с читателем.
Очень нежная, забавная книга с прекрасными иллюстрациями Юлии Сидневой.
«Песня для кита», Лин Келли (12+)

«День глухого кита», Кристина Стрельникова (12+)

Серия «Рико и Оскар», Андреас Штайнхёфель (12+)

Рико и Оскар — лучшие друзья. Один путает право и лево, глубоко задумывается о самых простых вещах и приходит к удивительным выводам (и ещё боится потеряться в городе), второй — гений, никогда не снимает велосипедного шлема. Потому что мир слишком агрессивен. А вот вместе эти двое не только находят общий язык, но и раскрывают преступления. Полиция в изумлении, читатель тоже, а дело простое: дружба помогает справиться с чем угодно. Было бы желание понять друг друга.
В цикле:
Рико, Оскар и тени темнее тёмного
«Шпион и лжец», Ребека Стед (12+)

Та же идея, что в «Рико», даже декорации похожи: там детектив, и тут тоже детектив, но уже не криминальный, а шпионский. И речь тоже о принятии себя и умении правильно использовать то, что дано от природы. Ведь если где-то убыло, где-то и прибыло, верно? Но тут всё так по-шпионски! До самого конца непонятно, у кого на самом деле мозги набекрень.
«Умник», Мари-Од Мюрай (12+)

Посмотрим на ситуацию спокойно. Сколько вполне нормальных людей и неряшливы, и глуповаты, и совершают не ахти какие логичные поступки — мы видим, как каждый из соседей по общежитию в какой-то момент не так уж сильно отличается от Умника.
Так в чём на самом деле проблема? Не в том ли, что мы слишком любим мыслить схемами и использовать набор готовых решений, когда можно принять своё?
Ладно, на самом деле это просто очень смешная книжка про то, как важно быть добрым.
Мари-Од Мюрай мастерски пишет смешные книги о серьёзных и даже страшных вещах. Просто потому, что сама знает, что в жизни почём. А умение замечать хорошее и смешное — её главное оружие в битве с неприятностями.
«О Стивене Хокинге, чёрной дыре и подземных мышах», Катажина Рырых (12+)

Довольно быстро начинаешь задаваться вопросом: кто же здесь главный герой? Пётрек, рассказывающий эту историю с его подкроватной Чёрной дырой и Подземными Мышами? Или всё-таки его брат Стефан? Добавьте фамилию — Ястребовски. Ну как, видите параллель? Ну конечно, перед нами Стивен Хокинг! Точнее, такой же, как он, герой. Жизнь этого юноши показывается как бы вторым планом, но всё больше читается между строк — и вот уже перед нами как минимум два главных героя и до глубины души трогающий финал.
Удивительно яркая, тёплая, ироничная история о любви, обретении себя и друга, и о той силе души, которую ничему не одолеть.
«Встречи по средам, или Тётя Гульда говорит “Бежим!”», Сильвия Хайнляйн (6+)
А ещё тут играют в вопросы-ответы — это когда если не отвечаешь на вопрос, нужно сделать что-нибудь странное: например, станцевать на столе или просидеть весь вечер с перчатками на ушах. Но если серьёзно, это единственное место, где Сару слушают, а не заставляют воплощать чей-то (но не её) план. Например, мамин. Мама Сары очень, очень, ну просто очень любит, чтобы всё шло по её плану. Она всегда всё делает правильно, знает, как для кого лучше — и с какой стати ей будут возражать?
Странно ли, что Сара с тётей Гульдой решаются на побег? Сара хочет отстоять своё право общаться с кем сама выбирает. Тётя Гульда — вернуть самостоятельность, которой её никто на самом деле и не лишал. Это просто Сарина мама, её сестра, решила, что может распоряжаться одна за всех.
При всей своей ироничности история-перевёртырщ ставит серьёзные вопросы: об ограниченности и отсутствии фантазии, о косности и желании диктовать свою волю, о личных границах — и о смелости отстаивать то, что считаешь правильным.
«Чудо», Ракель Джарамилло Паласио (12+)

Марктвеновский эпиграф «Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» – определяет всю эту историю.
«День числа Пи», Нина Дашевская (12+)