Гулять нельзя заниматься: заставлять ли ребёнка учиться летом?

    В известной детской песне поётся: «Зачем человеку каникулы, задумывался кто-нибудь? А человеку каникулы затем, чтобы отдохнуть!» Однако многие родители почему-то так не считают, ведь если ребёнка не подталкивать, то за долгие три месяца он забудет весь материал, усвоенный непосильным трудом. Возникает вопрос: а нужно ли вообще заставлять детей заниматься на каникулах?

    Плюсы летних занятий

    Большинство мам, пап, дедушек и бабушек ратуют за занятия. Пусть по 15-20 минут, пусть пару раз в неделю — но чтобы они непременно были. И преимущества у летних уроков действительно есть, например:

    • Через повторение ребёнок закрепляет уже изученный материал, превращая знания в навыки;
    • Благодаря повторению в начале следующего учебного года школьнику не потребуется тратить много сил и времени на поиск и воспроизведение забытой информации;
    • Ребёнок держит в тонусе головной мозг, а вместе с ним и все когнитивные навыки (память, логика, восприятие, воображение, внимание, речь).

    Летние каникулы — это прекрасная возможность уделить внимание развивающим занятиям, на которые не хватало времени в прошедшем учебном году. Например, за лето ребёнок сможет подтянуть какой-то иностранный язык или начать учить новый, улучшить свои знания по запущенным предметам, посетить дополнительные интенсивы по самым интересным предметам и смежным наукам (археология, робототехника, герпетология, журналистика и пр.). 

    Минусы летних занятий

    У учёбы на каникулах есть и минусы:

    • 9 месяцев ребёнок живёт по графику в режиме сниженной физической активности и морального перенапряжения. Каникулы — лучшее время для смены видов деятельности: велосипед, бассейн, активный досуг, отдых на природе — всё это позволяет ребёнку расслабиться перед новым учебным годом;
    • В условиях регулярно усложняющихся школьных программ именно лето становится периодом систематизации школьных знаний. Да, с точки зрения родителей ребёнок ничем не занимается: смотрит телевизор, играет в игры, бегает по улице. Но именно в эти моменты его мозг распределяет и систематизирует полученные знания, а иногда и применяет их на практике.
    • Лето без занятий — прекрасный способ снять всё накопившееся напряжение и получить новые эмоции, впечатления. Если ребёнок будет заниматься на каникулах, то начало учебного года уже не будет таким долгожданным, и любопытство, присущее школьникам, никак себя не проявит.
    • Любые занятия на каникулах из-под палки — это воздействие на личность ребёнка. Если родители будут заставлять делать французский, повторять правила чередования гласных или формулы, то у него просто не останется времени и желания познать себя. В условиях полной расслабленности и отсутствия давления ребёнок учится строить цели, планы. Именно такие неспешные ленивые дни позволяют чаду пожить в собственных эмоциях и размышлениях — это позволяет ему прийти к каким-то выводам, решениям, умозаключениям, сформировать позицию по конкретным вопросам.
    • Учёные доказали, что детям жизненно необходимо бездельничать, лениться и ничего не делать. Мы уже писали, почему.

    Заставлять или не заставлять?

    Так нужно или не нужно заставлять детей заниматься? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких нюансов. 

    Дело в том, что «заставлять» — слово не самое корректное, ведь его значение связано с подавлением чужой (или своей) воли, с насилием и принуждением. Из-под палки отправлять ребёнка повторно штудировать неправильные глаголы английского языка точно не стоит — толку от таких занятий не будет.

    Ещё один момент: а как учится ваш школьник? Если ребёнок везде успевает, обладает активностью и огромным любопытством, то он сам найдёт несколько минут в день, чтобы открыть старый учебник или полистать новый, выданный к следующему учебному году. Если же ребёнок в течение года учился неохотно и не особо успешно, то вряд ли летние занятия вызовут у него позитивные эмоции или принесут пользу. Знания, которые были усвоены без желания и из-под палки очень быстро забудутся, поэтому такие занятия не имеют смысла.

    Мотивация ребёнка — это первое, на что нужно смотреть. Некоторых детей учёба на каникулах выведет на новый уровень знаний и успехов. Другим надо придумывать целую завлекательную программу, чтобы им захотелось вспомнить про учебники.

    Если родителю так важно, чтобы ребёнок занимался летом, следует задать самому себе вопрос: а для чего мне это нужно? Чтобы в новом учебном году не было стыдно на родительских собраниях? Чтобы ребёнок исполнил мою мечту и получил медаль? Чтобы он не слонялся летом без дела, потому что если не устал — значит, день прошёл впустую? 

    Учёба из-под палки никогда не принесет ребёнку пользы. Поэтому не стоит задаваться вопросом, как заставить чадо заниматься летом. Лучше спросить себя: как взрастить в ребёнке желание самому развиваться, заниматься, узнавать новое? Для этого вовсе не обязательно сажать школьника за тетрадку и заставлять прокручивать в головы надоевшие цифры, правила и термины. Фильмы, мультфильмы, прогулки, экскурсии, походы, химические опыты — всё это тоже может быть наполнено обучающим смыслом, если задаться целью и учесть детские пожелания.

    И не забывайте — ничегонеделание тоже очень полезно, так говорят и детские психологи и врачи. Беззаботное лето для того и существует, чтобы освободить мозги, оставив в голове только самое нужное. Всему своё время: заслуженному отдыху — лето, а учёбе — личное желание ребёнка или же новый учебный год.