Где найти детскую мотивацию?
Одна из самых острых проблем в современном родительстве — проблема мотивации ребёнка. Ведь все мамы и папы знают, как порой бывает сложно ребёнку что-то делать. Заставлять не хочется — ведь это прессинг и давление, но как при этом вызвать у детей желание действовать самостоятельно — непонятно. Что же такое детская мотивация, как она работает и как её активизировать?
Что такое мотивация
Если говорить простыми словами, то мотивация — это внутренний импульс, который заставляет человека что-то делать без воздействия со стороны. Получается, ребёнок решает сам, что ему делать, когда и ради какого результата.
При этом мотивация может подкрепляться внешними и внутренними факторами. Например, если ребёнок хочет ходить в бассейн, потому что ему он любит воду и ему нравится сам процесс плавания — это мотивация внутренняя. А если он хочет занять первое место на национальных соревнованиях и получить кубок — это мотивация внешняя.
Мотивация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная мотивация формируется у ребёнка, когда его позитивно настраивают различные факторы извне (похвала, медали, высокие оценки, социальное одобрение). А отрицательной мотивация становится постепенно, по мере «затухания» импульса из-за наказаний, критики, обвинений, неудач или просто отсутствия интереса.
По характеру мотивация подразделяется на устойчивую и неустойчивую. Устойчивая — мотивация, которая появляется у ребёнка при возникновении базовых потребностей. Например, даже если ребёнок не хочет обедать сейчас, то позже он в любом случае придёт, чтобы утолить голод. Импульсом в данном случае выступает именно физиологическое чувство голода — никуда от него не сбежишь.
Если же мотивация неустойчивая, она требует постоянной поддержки импульса. К примеру, если ребёнок хочет получить в табеле за год 5 по математике, то его мотивация должна подпитываться похвалой, мечтами, поощрениями и пр.
Интересный факт для родителей: лени не существует! Лень — это всегда отсутствие мотивации, и, кстати, часто вполне разумное отсутствие!
Типы мотивации
Помимо вышеназванных типов мотивации, существует ещё и другая классификация.
- Мотивация поощрением (труд-работа). Ребёнок выполняет что-либо, если знает, что его за это поощрят (деньгами, подарками). Очень часто подобная мотивация формируется, если родители ощущают себя беспомощными и не являются детским авторитетом. В мотивации поощрением психологи замечают много подводных камней, особенно если она приобретает регулярный характер — дети начинают её переносить и в остальные аспекты жизни (например, в отношения). Но иногда такая схема вполне применима.
- Мотивация похвалой (труд-успех). Сложно спорить, что успех — это современный идол. Большинство людей стремятся быть успешными, популярными, узнаваемыми, ведь признание — это всегда почётно и приятно (а часто ещё и финансово прибыльно). Поэтому часто родители стимулируют ребёнка похвалой в стиле «Давай, ты же станешь олимпийским чемпионом!», когда отдают его в очередную секцию, кружок. Почему этот вид мотивации может быть вреден? Потому что успешными людьми могут быть не все — всё зависит от множества факторов, включая темперамент, индивидуальные особенности, наследственность и воспитание. Даже если ребёнок приобретёт какой-то статус, то это не значит, что он будет счастливым.
- Мотивация страхом (труд-рабство). Это самый дискомфортный вид мотивации, но при этом самый распространённый. От многих детей можно услышать: «Если я не сделаю этого, папа меня убьёт!». Оказывается, страх перед наказанием, криками, обвинениями — своеобразный условный рефлекс. Ребёнок не понимает, что он делает и для чего, но ему приходится это делать, только чтобы ощущать себя в безопасности. Именно поэтому такая мотивация не только не работает, но и воздействует на детскую психику деструктивно.
- Мотивация состраданием (труд-забота). Этот вид мотивации воздействует на детей позитивно. Ребёнок в данном случае не сбит с толку внешними факторами, поскольку мотивационные импульсы идут изнутри. Они основаны на искренних детских чувствах, переживаниях, на эмпатии. Такой тип мотивации исключает любое давление. «Я хочу сделать маме приятное и пойду куплю хлеба с молоком», «Мне нравится играть с маленьким братом, пойду достану карандаши и бумагу — вместе нарисуем длинный поезд».
Истоки детской мотивации
Интересно, что мотивация имеет свои истоки, ведь она не берется из ниоткуда. В частности, ребёнок что-то сделает сам (без очередного напоминания или крика), если:
- у него есть потребности что-то сделать;
- у него есть цели и задачи;
- у него есть сформированное на данном возрастном этапе мировоззрение;
- у него есть свои принципы, идеалы, убеждения и ценности (соответствующие возрасту, окружению, воспитанию).
Например, что должно случиться, чтобы ребёнок сам начал читать книги из школьного списка на лето? По меньшей мере, это чтение должно удовлетворять какую-то его потребность. Допустим, потребность развлечься, когда ему скучно. Или поделиться впечатлениями о книге с другом. А может быть, впечатлить знакомую девочку знаниями о космосе.
Как работает мотивация у ребёнка
Механизмы работы мотивации довольно просты. Мотивация — это психологический процесс, инициирующий, направляющий и поддерживающий целенаправленное поведение.
Поскольку мотивация возникает с конкретной мысли или идеи, которую ребёнку хочется достичь (удовлетворить, завершить), то детям нужно выполнить определённые действия, чтобы воплотить эту мысль в реальность. Даже поднятие руки чем-то мотивировано, ведь это действие имеет ясную цель!
Работает мотивация на понятиях «хочу» и «надо». С первым всё понятно: ребёнок чего-то хочет — мотивация активизируется, даже если приходится идти окольными путями. К примеру, ребёнок хочет новый велосипед, но для этого ему надо получить пятёрку в четверти по русскому языку, для которой, в свою очередь, нужно ходить к репетитору, много читать и заниматься.
Мотивация в аспекте «надо», как правило, развивается уже в старшем дошкольном возрасте и позже. Она подпитывается и поощрениями, и похвалой, и чувством эмпатии (чтобы не огорчить маму, чтобы бабушка порадовалась, чтобы помочь кому-то).
Ключевым стимулом мотивации дошкольников выступает успех, поэтому маленькие дети намного больше мотивированы, когда их хвалят, высоко оценивают, выделяют. В целом малыши дошкольного возраста больше подвержены внешней мотивации.
А вот мотивация старшеклассников, чаще всего, быстро угасает, поскольку подпитывается не внешними импульсами, а внутренними (чувство справедливости, совесть, ценности). Часто дети такого возраста особо мотивированы тогда, когда не кто-то другой, а они сами высоко себя оценивают. В подростковом возрасте сюда добавляются, конечно, близкие и авторитетные друзья.
Как стимулировать детскую мотивацию
Парадоксально то, что для стимулирования детской мотивации родителям стоит освободить ребёнка от так называемого мотивационного давления. То есть чем меньше мамы и папы давят на ребёнка (это к вопросу о мотивации успехом, поощрениями или страхом), тем больше он мотивируется. Почему? Потому что тогда его внутренние импульсы получают больше свободы: так дети делают выбор сами, а не потому, что их заставили родители или школа.
И наконец возникает вопрос: как максимально корректно сделать так, чтобы мотивация ребёнка работала? Есть несколько эффективных способов.
- Заботиться о нуждах. Входить в положение ребёнка, помогать ему и поддерживать в сложные моменты (провалился, не получилось и пр.). Когда ребёнок готовится махнуть рукой и потерять веру в себя, задача мам и пап — помочь ему поддержать эту неустойчивую мотивацию своим вниманием к ребёнку. Ведь возможно, дочь теряет мотивацию по какой-то причине, скрытой очень глубоко? До неё можно докопаться вместе. Например, сын может захотеть бросить футбол потому, что тренер начал агрессивно кричать на него на каждом занятии. Эту проблему можно решить, не прекращая заниматься.
- Делать вместе и сообща. Не секрет, что дети склонны к групповой деятельности: вместе не так страшно, не так скучно и не так непонятно. И здесь родители могут научить ребёнка одной важной вещи: да, выполнять какое-то дело может быть очень скучно и трудно, но можно привлечь себе в помощь друзей, а главное — вслед за этим следует награда — отдых и ощущение удовлетворения от завершения тяжёлого дела. А ещё это даёт уверенность в себе: раньше ребёнок не сажал малину на даче, потому что не знал, как это делать правильно. Но теперь, посмотрев на родителей, он научился: теперь так интересно всё делать самому, чтобы потом есть душистые сладкие ягоды, выращенные своим трудом!
- Поощрять редко, но метко. Поощрять ребёнка действительно важно, однако систематические поощрения могут превратиться в единственную детскую мотивацию. Здесь следует быть осторожными: поощрять редко, но метко. Например, рисовать в таблице звёздочку за каждую прочитанную книгу из летнего школьного списка гораздо лучше, чем выдавать за это целый торт или огромный набор лего. Маленькие подарки и поощрения — это больше игра, говорящая о доверии и принятии, чем реальная награда. Из пятнадцати собранных звёздочек получается поход с папой в аквапарк или билет на детский спектакль.
- Быть осторожными с оценками и одобрениями. Старайтесь избегать в своей речи оценочных суждений, чтобы ребёнок не ориентировался на них и был свободен от чужого мнения. Хотите похвалить и мотивировать? Лучше укажите на его реальные, конкретные достижения: «Ты стал классно лазать по деревьям с тех пор как тренируешься на скалодроме!», «Мне нравится, как ты стал рисовать тени акварелью», «Твоё английское произношение изменилось в лучшую сторону, я мне легче тебя понять».
- Неожиданные награды. Забавно и очень интересно, что ребёнка могут мотивировать парадоксальные награды. Например, если ребёнок проиграл в соревновании, к которому долго и упорно готовился, но родители решают испечь его любимый торт и тем самым поддержать. Почему это важно? В этом случае у ребёнка скорее всего не возникнет желания всё бросить из-за неудачи и угодить в болото отрицательной мотивации.
- Позволять ребёнку делать решающий шаг. Для детей один из сильнейших мотиваторов — ощущение благополучного завершения. Дорисовал картину, подготовил модель робота, дочитал книгу — ребёнок буквально получает целую «порцию» эндорфинов, которые и стимулируют его двигаться дальше. Возможно, за этим кроется азарт, но и в этом нет ничего плохого. Поэтому очень важно периодически давать ребёнку такие ощущения, даже самые минимальные: украсить торт, выдернуть последнюю морковку с грядки и даже помыть посуду.
- Поддерживать внутреннюю мотивацию. Это о свободе выбора — ребёнку она очень нужна. Не стоит пытаться «выдавить» насильно из ребёнка пианиста, химика или футболиста. Если человек этого всего не хочет — давление не поможет. Здесь важно подкидывать детям идеи и ждать чего-то, что их самих зацепит по-настоящему. Да и в целом родителям полезно давать детям возможность решать самим: когда им убираться в своей комнате, что надеть на прогулку, чем ужинать или каким видом спорта заниматься. Для поддержания детской внутренней мотивации полезно подарить ребёнку ежедневник или планер (бумажный, меловой, магнитный), чтобы он сам всё планировал и тем самым мотивировал себя на выполнение определённых задач.
- Обращаться к законам справедливости. По мере взросления у ребёнка формируются свои ценности, убеждения, принципы. И нередко законы справедливости становятся для мальчика или девочки решающим позывом к действию, когда речь заходит о мотивации. Например, справедливо, что ребёнок погуляет с собакой вместо мамы, которая весь день помогала ему делать школьный реферат. Или справедливо, что каждый член семьи убирает только свою комнату, а кухню и туалет — по графику. Такая мотивация «по справедливости» бывает эффективна в скучных монотонных делах.
Родителям на заметку: не стоит произносить обесценивающих фраз в духе «Займись уже чем-нибудь», «Ты ленивый», «Тебя вообще ничего не интересует». Хотите грамотно мотивировать? Просто разберитесь в принципах работы мотивации — это и вам самим принесёт большую пользу.