Этому городу нужен герой. Часть II

    Самбо, футбол и прыжки с парашютом. Дмитрий Клюквин не видит с рождения, но это не мешает ему жить интересной и богатой впечатлениями жизнью, которой могли бы позавидовать многие зрячие: петь на одной сцене с бывшими солистами любимой группы, прыгать с высоты 4000 метров, играть в футбол и выступать на чемпионате России по самбо. 

    Вторая часть разговора посвящена спорту и развлечениям. Незрячие люди могут болеть на стадионе за любимую команду, играть в компьютерные игры и смотреть фильмы — рассказываем, как это устроено. 

    На экскурсии вы упомянули про дайвинг; расскажите об этом подробнее. 

    Мы начали проект, связанный с ориентированием и голосовой связью под водой. Как мне сказал тренер по дайвингу, этого пока никто не делал в России, мы попробуем. 

    У меня друг — президент мотоклуба. С телеканала «Спас» приезжали их снимать, и друг рассказал про меня журналистам, они заинтересовались: я занимаюсь самбо, они приехали ко мне снимать тренировку. Сказали мне, что только что снимали дайвинг. А я давно хотел, но специально не искал. Журналистка дала телефон, позвонил: слепого погрузите? Они: давай попробуем. Попробовал, понравилось.

    Погружался на три метра; в воде в общей сложности провёл часа полтора. Всего три часа: ещё инструктаж, сборка-разборка оборудования. Надевается костюм неопреновый, кислородный баллон. 

    Чего вы хотите для себя в дайвинге? 

    Когда мне сказали, что никто этого не делал, а мы сделаем — я захотел, чтобы получилось. Я пока не знаю, чего хочет тренер, а для себя — хочу показать себе, что я могу. Если это станет для кого-то примером, если другие незрячие поймут, что можно делать крутые вещи вместо того, чтобы пить или заниматься чем-то бесполезным — я уже тренируюсь не зря. Если обычные люди узнают, что слепые — это не только Брайль, Рэй Чарльз и Андреа Бочелли, и в России это не только массажисты, что слепой может делать что-то такое, что выходит за грани понимания — это уже будет очень хорошо. 

    В России в том, что происходит, виновато не только государство, но и сами инвалиды. У многих иждивенческая позиция: им кто-то что-то должен дать и принести. Ребят, вы не там родились, чтобы вам что-то дали. 

    Увлечений у меня много: и спорт, и музыка. Когда в футбол играл, мы хотели установить рекорд: командой незрячих футболистов взять какую-то вершину. Если будет такое предложение и кто-то это профинансирует, и меня бы взяли в команду, я бы пошел на это. 

    Мне приятели-альпинисты рассказывали, что на высоте происходит много опасных вещей, от отёка лёгких до помутнений сознания. 

    Я это немного проходил, когда прыгал с парашютом. 

    Ой! Можно с этого момента поподробнее? 

    Когда туда летели, было 30 градусов жары. А в самолёте поднимаешь руку — чувствуешь конденсат и потолок холодный. Вниз летишь — ветер бьёт, и реально холодно; когда управляешь парашютом, рукам холодно. 

    С какой высоты вы прыгали? 

    4000 метров. 

    Людям в аквапарке, которые не пустили вас на горки, стоило об этом узнать. 

    Прыжок был через пару дней после аквапарка. 

    Из всех компенсаций, о которых я слышала в жизни, эта самая крутая. Люди навязывают вам одни границы, а вы тут же устанавливаете их совершенно по-другому. 

    У конторы, которая дала вам возможность прыгнуть, не было к вам вопросов? 

    Никаких. Это обыкновенный аэродром, Большое Грызлово, в Серпухове.

    Мой партнёр по команде прыгал с парашютом и стал для меня примером. Рассказал ребятам на работе, они тоже съездили и прыгнули. Через несколько лет я поехал туда с другим моим другом, просто попросил его меня туда отвезти. Я шёл уже по проторенной дорожке, поэтому на аэродроме проблем не было. 

    А вы прыгали один? 

    Нет, конечно, с инструктором. 

    Меня бы не вытолкали. 

    У меня есть видео на ютубе. Мы не выходили из самолёта, а выползали на пятой точке. Коленом пинок от инструктора — такого не было, разве чуть-чуть, для ускорения. Очень прикольное ощущение, когда свешиваешь ноги из самолёта, а под тобой 4000 метров. 

    Тупой вопрос: как вы узнаете, что земля близко? 

    Меня замучили стереотипом: тебе было легче, потому что ты не видишь. На это я говорю: давай я тебе твои ясны очи завяжу и столкну с высоты; прыгни вниз, я посмотрю, как тебе будет легко. 

    На видео хорошо видно, как я сижу на коленях у инструктора, меня хлопают по плечам, я руки расставляю, меня бросают, и я лечу лицом вниз. В этот момент я начал что-то говорить, и воздушный поток ударил мне в лицо, щёки раздуло невероятно; не понимаешь, что происходит, разрывает рот фактически. 

    Сначала ты летишь с высоты 4000 метров, и не понимаешь, где земля, и вдруг что-то происходит за твоей спиной, ветер стихает, ты переворачиваешься, сидишь, всё хорошо. Можешь нормально разговаривать. Самые крутые ощущения — когда ты можешь парашютом управлять. Дергаешь стропу — пошёл вправо, потом влево, натягиваешь — вверх идёшь. Ещё хочу на параплане полетать, летом. 

    Чего бы вы хотели от жизни? 

    На гитаре научиться играть. Самореализации, чтобы была возможность куда-то двигаться. Я поклонник группы «На-на»; мы уже выступали вместе на сцене с бывшими солистами; хотелось бы записать трек или с ними, или с группой. В спорте добиться большего. 25 ноября будет чемпионат России по самбо — ещё там хотелось бы реализоваться. (Интервью записывали в ноябре; Дмитрий успешно выступил на этом чемпионате, разделив 7-е и 8-е место — WB Guru). 

    А самбо вы долго занимаетесь? 

    Я начал в 2013 году, потом помешала старая футбольная травма, на пару лет пришлось прекратить. Непрерывно занимался года три. 

    У самбо слепых свои условия? 

    Люди, которые занимаются спортом слепых, не занимаются его развитием среди тотально слепых. Вместе с нами в соревнованиях участвуют слабовидящие, без шлемов, без очков, безо всего. 

    Это создаёт определённую несправедливость. 

    Создаёт. Там переживают за слабовидящих. Никому не нужно развивать отдельно самбо только среди тотально незрячих; со слабовидящим нужно меньше тренироваться, а денежный поток идет огромный. Это выгодно Федерации спорта слепых. 

    Соцсети и развлечения 

    Вы есть в соцсетях. Как вы ищете новые сообщества, людей и так далее? 

    Абсолютно так же. Лента она и есть лента. В этом плане фейсбук неудобен, потому что показывает старые посты вперемешку с новыми. Мы с вами отличаемся только тем, что вы видите глазами. Ограничение есть только в плане графики. На фейсбуке есть приложение, которое описывает фото: например, два человека, люди стоят и улыбаются. Пока непонятно, кто из них кто. Люди боятся технологии распознавания лиц, что их фото нужны ФСБ.

    Их можно понять: эта технология заметно влияет на жизнь. 

    Встретились два одиночества: силовики и параноики. 

    Самое большое количество преступлений у нас совершается под действием алкоголя; давайте будем последовательны и запретим алкоголь. У нас алкоголь даже дешевеет, сигареты продаются на каждом углу. А распознавание лиц — плохо. По мне, это вещи одного порядка. 

    Есть боты и сайты, например, «Опиши мне»: отправляешь фото, тебе описывают, что на нём. Игровые приложения пока не очень доступны. 

    Какие устроены для вас развлечения? 

    Старые игры на компьютер можно установить — НХЛ 11-й, «Фифа», «Евро». На первой Sony Playstation я играл в спортивные игры совершенно спокойно до 2005 года. В стрелялки — нет. Детство и юность прошли с компьютерными играми. Звуковой ряд, если ты разбираешься в игре, даёт достаточно информации. Я английский учил по комментаторам, смотрел английские трансляции. 

    Хожу на футбол, когда «Спартак» любимый играет; на стадионе помогают стюарды. Я  получаю 80-90% информации об игре; помогает реакция фанатов. Одна из самых адекватных сред, как ни странно это прозвучит. Грубее слова «братишка» я там не слышал ничего в свой адрес. Если ты разбираешься в игре, то понимаешь, что происходит, всё совершенно доступно. 

    Фильмы? 

    Давно хочу пересмотреть советскую классику, всё руки не дойдут. Вообще я не большой поклонник кино, смотрю в основном документалки. Это как музей: кому-то интересно, мне не очень. 

    Фильмы с тифлокомментарием — интересная история. Это когда голос за кадром вне диалога героев описывает то, что происходит. В первой локации «Прогулки в темноте» идёт мультик «Простоквашино» с тифлокомментарием. «А зори здесь тихие» — один из любимых; но я и так его неплохо воспринимал. И постоянное описание, когда кто-то говорит, говорит, — грузит уже, начинает напрягать. На футболе категорически не беру тифлокомментарий; зачем мне идти на футбол, чтобы сидеть в наушниках? Я так и дома могу. Поэтому на футболе я иду на фанатскую трибуну. 

    Даже сейчас, когда на хоккейном «Спартаке» создается группа поддержки для инвалидов, создается отдельный сектор, я говорю: можно мне билет на фанатку? 

    В кино смотрел «Легенду №17». Там было понятно, что происходит, благодаря стереозвуку: шайба слева, шайба справа. 

     

    Фото — из личного архива Дмитрия Клюквина.