Дзюдо. Самбо. Джиу-джитсу. Все виды самостраховки. Как научиться и как учить.
Самостраховка — это набор упражнений и заданий, для обучения безопасному падению борцов борьбы самбо, дзюдо, джиу-джитсу. Через эти упражнения тренер учит своих учеников безопасно и безбоязненно падать при возникновении разных ситуаций на тренировке или на соревнованиях. Безопасное, безбоязненное и быстрое падение (то, что называют, одним словом, самостраховка) содержит в себе несколько функций.
1. Умение выполнять самостраховку даёт уверенность в том, что при падении есть возможность избежать различные травмы, которые могут возникнуть при неправильном падении.
2.Уверенное безопасное падение расширяет двигательные возможности учеников. Позволяет им выполнять более сложные задания.
3. Через упражнения, называемые самостроховкой, ученик учится управлять своим телом.
4. Скоростная самостраховка развивает такое качество, как смелость и ловкость.
Чтобы приёмы называемые самостраховкой выполняли свою прямую функцию, то есть создавали безопасность при падении, нужно соблюдать целый ряд требований.
1. Падающий человек должен принимать оптимальное положение телом включая положение рук, ног, туловища и головы. Для каждого направления падения будут свои правила. Это положение объясняет тренер.
2.В каждом виде падения есть обязательно громкий хлопок рукой. С помощью этого хлопка гасится энергия, которую набирает падающий борец. Чем сильнее и громче хлопок по татами, тем падение будет безопаснее и максимально защищено от боли.
На начальном этапе обучения, дети делают почти всегда мягкий хлопок рукой, не защищая себя от жёстких падений. Но постепенно нарабатывается хлопок рукой и при падении исчезает жёсткость.
3. При выполнении упражнений самостраховки есть ещё один элемент, который помогает при падении — это плавный перекат туловищем. Он может быть на половину или полным кувырком. Такой плавный перекат есть во всех видах самостраховки кроме падения вперёд.
Самостраховка это слаженная работа всех частей тела плюс плавные перекаты или кувырки в нужный момент, с главной целю избежать жёсткого падения и нежелательных травм.
Приём самостраховки учит человека, в момент падения, формировать из тела нужное положение и помогает избежать нежелательных ушибов, болячек и травм. Если самостраховка получается жёсткой и болезненной, причиняет неудобства, то в обучении допущена ошибка. Падать жёстко и больно нельзя. Поэтому дети в самом начале обучения стараются всё делать мягко и плавно. Но постепенно, получив уверенность в безопасности, начинают делать задания с быстрым и сильным хлопком.
Начинается изучение самостраховки с самого безопасного (низкого) положения, в котором по мнению детей, делать задание не больно и не страшно. Постепенно происходит усложнение задания в основном за счёт увеличения высоты падения. Если правильно увеличивать высоту падения, то самостраховку можно выучить за короткое время.
В самостраховке важно удерживать то конечное положение, в которое нужно упасть. Любое изменения конечного положения отразиться на падающем. Данное конечное положение определялось через сотни тысяч падений и сейчас точно известно, как развернуться корпусом, как поставить ноги, как действовать рукой, как держать голову. Падая, не надо превращаться без форменную медузу или распадаться на отдельные части, а также не надо быть куском льда. Чёткое конечное положение с амортизацией или перекатом — это и есть приём самостраховки. Все варианты безопасного падения можно выучить за один месяц, а потом только поддерживать и совершенствовать.
Выучив самостраховку, спортсмен начинает выполнять её в автоматическом режиме. Так, как дальше в обучении появляются приёмы дзюдо, от которых приходится падать, то надобность в отдельном повторении отпадает. В этот момент отдельно можно повторять только тот вариант падения, который меньше всего приходится применять на тренировке. К приёмам падения (самостраховке) надо относиться, как к первому коронному броску. Выучить так, чтобы помнить всю спортивную карьеру и учить младших учеников.