Достоинства обучающих плакатов

    Слово «плакат» имеет иностранное происхождение от немецкогоPlakatили французскогоplacard, что в переводе означает объявление,афиша или от нидерландского глагола anplakken(приклеивать, прибивать).

    По определению С.И. Ожегова, плакат настенный лист – крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом.

    В других словарях, например, в толковом словаре В.И. Даля и Д.Н.Ушакова слово «плакат» употребляется в двух значениях: паспорт для людей податного сословия или большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-нибудь или рекламы.

    По определению современных исследователей плакат броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

    Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации.Считается, что первый плакат появился в древности. Конечно, эти изображения можно назвать плакатами условно, так как они мало похожи на современные образцы, однако, их можно считать прообразами современного плаката, поскольку уже тогда использовались для передачи информации. Это были скорее объявления, например, о поимке беглых рабов. Греческая и Римская цивилизации возникли как торговые (морские) и поэтому плакаты могли использоваться как объявления об интересных коммерческих предложениях. В Греции и Риме зародилась античная культура. Широкое развитие получили архитектура, скульптура, театральное искусство. Прообразы плакатов использовались для сообщений о спектаклях.Существует предположение, что впервые печатный плакат был выпущен в 1482 году английским книготорговцем Батдольдом. Он использовал его для привлечения внимания покупателей к изданию «Геометрии» Эвклида. Неизвестно почему первыми объектами рекламы становились печатные издания, однако, первый дошедший до наших дней плакат также рекламировал книгу. В 1491 году в свет вышел плакат, предлагающий рыцарский роман «Прекрасная Мелузина». Возможно, это связано с тем, что именно в это время (примерно 1450 год) в Европе появилось книгопечатание.

    До шестидесятых годов XIX века плакаты чаще всего были монохромными (печатались на бумаге черным по белому или цветному фону). Печать осуществлялась с камня, на который наносился рисунок с помощью специального химического состава. Этот способ был изобретен немецким литографом Алоизом Зенефельдером в 1796 году. В это же время появляется дешевый способ производства бумажных листов обычного и крупного формата, которые пришли на смену дорогой бумаге ручной выделки. В 1827 году была изобретена техника цветной литографии, которая позволила отказаться от раскрашивания монохромных отпечатков вручную.Ведущую роль в развитии цветной литографической печати играла Англия, которая в середине XIX века была одной из наиболее развитых индустриальных держав. Именно здесь в это время производились наиболее мощные печатные станки. Кроме того, Англия лидировала в производстве ярких и прозрачных типографских красок, особенно хорошо подходивших для печати плаката.2В 1866 году впервые появились правила создания рекламного плаката, которые сформулировал известный французский художник Жюль Шере. Он считал, что изображение плаката должно быть броским, текст – лаконичным для привлечения внимания зрителей.В это же время над жанром плаката работают такие художники, как А. Тулуз-Лотрек и Т. Стейнлейн. Большинство плакатов этого периода выполнены в стиле модерн. Это, прежде всего дизайнерский стиль, для которого характерен тезис «форма в искусстве важнее содержания», свойственны утонченность, изысканность, одухотворенность, изменчивость. Художники используют блеклые, приглушенные цвета, плавные, сложные линии, в качестве символов – причудливые цветы, морские редкости, волны, женские образы.В конце XIX начале XX века наблюдается бум этого средства массовой коммуникации. Плакат меняет облик городов, становится неотъемлемой частью индустриального общества. Насыщенность событиями, широкие технические возможности, а также востребованность рекламной продукции сделали плакат самым популярным и доступным способом передачи информации. Таким образом, плакат – это вид искусства, вызванный к жизни необходимостью передачи информации.

    Основными предпосылками возникновения и развития плаката можно считать общественно-экономические условия и технические возможности, появившиеся в индустриальном обществе. Плакат любого из указанных направлений подчиняется нескольким принципам:

    Однозначность – необходимость однозначного толкования созданного образа, иначе будет невозможно достичь необходимого эффекта (чаще всего мерой, исключающей множественность толкования, является добавление автором текстового комментария: слогана или лозунга) Лаконичность – темпы современной жизни требуют ясных и ярких образов, кратких и нескучных фраз, которые люди способны воспринять буквально «на ходу», в суматохе современной городской улицы.

    Синхронность – использование в плакате современной по отношению к адресату эстетической системы.Каким бы ни был вид плаката, его аудитория или содержание, существуют правила, выполнение которых позволяет сделать его максимально эффективным. Это, прежде всего, размер, так как масштабное изображение больше всего привлекает внимание и впечатляет воображение.

    Любой педагог скажет, что маленький ребенок лучше воспринимает информацию наглядно. Причем, для более глубокого и качественного запоминания, малыш должен видеть какой-то определенный информационный ресурс постоянно. И, особенно, когда дело касается принципиально важных, базовых для человеческого сознания сведений, которые, например, незаменимы для обеспечения безопасности жизни, а также общей гармонии формирования будущей личности. Вот для этих целей полиграфической индустрией и выпускаются большие красочные плакаты-постеры, на которых в простой и понятной каждому ребенку форме дается самая ценнейшая информация. Обучение буквам, слого- и словосложению, цифрам, счету, а также простейшим математическим действиям, правилам дорожного движения, основам безопасности жизни и т.д. Но, самое главное, на таких плакатах самым маленьким зрителям предлагает в картинках, то есть, в понятной и доступной форме, ценнейшая информация об окружающем их мире.Обучающие плакаты для детей помогают малышам с раннего возраста усваивать различные понятия и правила. Постеры в картинках знакомят ребенка с действительностью во всех ее проявлениях и многообразии. На стене в собственной комнате они увидят самых разных животных, растения, тематические предметы, явления природы. Узнают их правильные названия и существенно пополнят собственный словарный запас. Дети проявляют искренний интерес к настенным постерам. Ведь именно в таком формате ребятишкам удобнее всего запоминать любую информацию. Да, и детские психологи считают, что это – максимальной комфортный и быстрый способ «положить» в память малыша необходимые знания. От главных до второстепенных, но от этого не менее нужных. Даже, если вдруг захотеть назвать все темы, на которые могут быть выпущены обучающие детские плакаты, сделать это, вряд ли, получится, поскольку таким образом может быть проиллюстрировано и преподнесено все, что угодно! Главный критерий – информация должна быть интересная и полезна маленькому человечку, вступающему в большую жизнь.Постеры знакомят с представителями флоры и фауны, демонстрируют достижения цивилизованного человечества в той или иной области народного хозяйства, наглядно показывают географические, биологические, физические, математические и многие другие понятия. Кроме того, настенные плакаты могут быть посвящены атмосферным явлениям, транспортным средствам и многому, многому другому. Обучающие постеры для детей действительно многому учат. И даже там, где бессильны наставления и требования педагогов и родителей, средства «наглядной агитации» вполне справляются с задачей «донести до сознания» и «отложить в памяти». Посудите сами. Сколько поколений школьников корпело над той самой, легендарной таблицей умножения, не знать которую и по сей день считается верхом невежества и откровенно-ленного разгильдяйства? И не сосчитать! А теперь, стоит закрепить плакат с таблицей в комнате самого обычного школяра, не хватающего звезд с небес, как, через некоторое время, волей-неволей, но ребенок обязательно запомнит «неприступные» столбики! Может быть, неожиданно для себя самого. Таковы уникальные свойства любого яркого и большого по размеру плаката-постера. Овладевать вниманием и проникать глубоко в память. Информация, размещенная на плакате, легко запоминается даже детьми с задержками в физическом и психическом развитии. Именно поэтому детские психологи рекомендуют обучающие плакаты своим маленьким пациентам. Вообще их продуктивность настолько велика, что подобного рода наглядные пособия развешивают даже в палатах больных, перенесших инсульт. И они вполне успешно помогают восстанавливать утраченные речевые навыки. Вообще, большие и красочные настенные плакаты являются совершенно неотъемлемой частью развивающей среды, которая так необходима маленькой личности для формирования. Именно постеры, которые находятся на видном месте в детской комнате, будут благотворно влиять на создание и последующее совершенствование системы базовых знаний в сознании ребенка. Общеизвестно, что дети гораздо быстрее усвоят названия предметов и явлений, запомнят важные для себя вещи, если плакаты, на которых все это красочно изображено будут находиться в их комнате. А при отсутствии таковой, в зоне постоянного внимания. Например, над письменным столом ребенка, где бы он ни находился. Чем меньше малыш, тем крупнее изображения ему нужны. Так, чтобы заинтересовать и дать малышу возможность детализировать конкретную картинку. Маленький человечек будет расти, а вместе с ним должны меняться и обучающие плакаты. Они станут источником все новой и новой информации, надежным «фундаментом» для создания пространной системы образов и понятий в сознании малыша. С помощью больших плакатов оригинального содержания кроха постепенно познакомиться с временами года, месяцами, днями недели, часами и минутами. Вообще, узнает много о таком понятии, как «время». Научится его беречь и не расходовать по пустякам. А там придет черед содержательных плакатов-дневников, которые могут пробудить в ребенке исследовательские стремления, дисциплинировать его, развить логику и внимание, пополнить словарный запас. Дальше – больше! И главное для родителей – не останавливаться на достигнутом, предоставлять своему малышу все новый и новый качественный материал для пополнения запаса знаний. Поверьте, дети сумеют оценить такую заботу, ведь эти плакаты очень и очень интересные! Ну, а о практической пользе постеров и говорить не приходится. Наглядные обучающие пособия на стене особенно полезны, например, для подготовки к начальной школе, а также в период продолжительных летних каникул школьников младших и средних классов, когда велика вероятность забыть все то, чему научили в учебном году. Кроме того, плакаты могут сослужить добрую службу во время приготовления домашних заданий. Ими вполне могут воспользоваться и учащиеся старших и даже выпускных классов в процессе подготовки к экзаменам, контрольным, семинарам и коллоквиумам.

    Хороших плакатов много не бывает! Тем более, что стоят они совсем недорого – любой родитель, которому небезразлично развитие его ребенка, может позволить себе приобрести их не один десяток. Хороших и разных. А польза от таких наглядных материалов вполне существенная и совершенно очевидная.

    Достоинства обучающих плакатов

    • Первое и самое главное: обучающие плакаты действительно нравятся детям! Если правильно подобрать плакат по возрасту, ребенок будет с удовольствием изучать картинки, ни раз возвращаясь к ним, отыскивая все новые детали. Повесив плакат в детскую комнату на видное место (при входе или над письменным столом), вы сможете быть уверенными в том, что ваше чадо совсем скоро запомнит нужную информацию.
    • Широкий выбор тематики плакатов — это то достоинство, благодаря которому становится возможным подобрать нужное пособие в соответствии с потребностями ребенка. Есть плакаты познавательные: они знакомят детей с разнообразием видов и дают наглядные сведения, подкрепленные комментариями и разъяснениями. Есть плакаты, при помощи которых можно приобретать не только знания, но и — практические навыки. Так, с помощью обучающих плакатов можно научиться считать или читать, правильно произносить звуки, различать цвета и формы и т. д. Есть плакаты, которые помогут детям не забыть что-либо или выработать правильные привычки: благодаря им ребенку будет проще заботиться о своем здоровье, соблюдать правила дорожного движения или нормы этикета. Отдельно стоит сказать о плакатах с таблицей умножения: выучить ее с использованием такого наглядного пособия будет проще и приятнее, чем проводить массу времени за скучной зубрежкой. Если разместить плакат с этими неподдающимися запоминанию столбиками в зоне постоянного внимания ребенка, то он будет учить ее незаметно для себя самого, в один прекрасный день обнаружив, что даже самые трудные арифметические «орешки» перестанут представлять для него сложность.
    • Обучающие плакаты ориентированы на различные возрастные категории. Так, есть серии плакатов, созданные специально для малышей раннего возраста (1-3 года). В них картинки более крупные, яркие и привлекательные, а текстовая информация сведена к минимуму. Богат выбор познавательных плакатов для дошкольников, а также для тех ребят, которые только собираются стать первоклассниками. Многие плакаты адресованы школьникам. Они будут полезны не только во время обучения, но и — в период летних каникул. Постоянно имея перед глазами изученную во время уроков информацию, ребята уж точно не растеряют знания во время летнего отдыха! Даже старшие школьники могут найти в обучающих плакатах те темы, которые очень пригодятся во время подготовки домашних заданий или сообщений к урокам.
    • Одно из очевидных достоинств, которыми обладают обучающие плакаты — это их достаточно низкая стоимость. Вам не придется тратить на эти пособия запредельные суммы, и вы без потери для семейного бюджета сможете организовать ребенку позитивную развивающую среду.