В молодости будущий нобелевский лауреат Даниэль Канеман преподавал инструкторам израильских ВВС психологию эффективного обучения. Позже, в книге «Думай медленно… решай быстро» он рассказал, как отстаивал перед студентами преимущества положительного подкрепления, то есть поощрения, перед наказанием, но ему возразил один из инструкторов.
Он сказал так: «Я неоднократно хвалил курсантов за чистое исполнение фигуры высшего пилотажа. Во время следующей попытки исполнения той же фигуры они справляются хуже. А когда я ругаю их за плохое исполнение, то обычно в следующий раз у них выходит лучше. Так что, пожалуйста, не рассказывайте нам, что поощрение работает, а наказание — нет, потому что все как раз наоборот». Инструктор наблюдал эффект регрессии к среднему, возникающий из-за случайных колебаний в качестве исполнения. Естественно, хвалили только тех, кто выполнял маневры намного лучше среднего. Но, вероятно, курсанту на этой попытке просто повезло, и, таким образом, следующая попытка была бы хуже независимо от того, похвалили его или нет.
Улучшения и ухудшение чистоты полёта наблюдались в реальности, но были результатами общего статистического закона. Между ними и одобрением или неодобрением инструктора не было никакой принципиальной связи. Далее Канеман предложил инструкторам эксперимент с бросанием монеты в цель не глядя, в две серии, и регрессия к среднему на этот раз сработала очень наглядно: те, кто в первый раз бросил удачно, на второй «портили» результат, и наоборот.
Это всего лишь один пример того, как наш мозг нас обманывает — один из множества, которые Канеман приводит в своей книге 2011 года. Нобелевскую премию по экономике 2002 года основатель поведенческой экономики получил за исследование, которое описывало принятие людьми решений в условиях неопределённости, и в книге про это тоже есть. Если вы пользуетесь услугами страховых компаний или играете в казино, вероятно, вам будет интересно узнать, на каких общих для человечества мотивах основан этот бизнес. Ни лотереи, ни азартные игры, ни даже страхование жизни, если рассматривать их с точки зрения теории вероятностей, не выгодны для пользователей, но при этом продолжают пользоваться спросом. Вы поймёте, как это связано с нашим восприятием риска, ожиданием потенциальной или страхом упущенной выгоды.