От редакции
    14370подписчиков

    Cовременные гладиаторы: спорт или деньги

    17.10.2019
    2.2k просмотр

    «Боец ММА поборол медведя», сообщает один из спортивных сайтов; если вам кажется, что борьба человека с медведем — это не совсем спорт, то напрасно. Для бойцов смешанных единоборств упоминания в новостях важны так же, как тренировки. Спорт, шоу, хайп и деньги — WB Guru пробует разобраться в составляющих MMA, самого зрелищного вида спорта последних лет.  
     

    Место ММА среди других видов спорта  

    Прообразом MMA (mixed martial arts, смешанных боевых искусств) считается панкратион — олимпийский вид единоборства, известный ещё в древности и возрождённый в наши дни. Древний панкратион сочетал приёмы борьбы в стойке и в партере, подсечки, удушения, болевые приёмы. Можно было наносить удары руками, ногами и головой; нельзя было кусаться, царапаться и бить по глазам. 

    Возрождение панкратиона как современного вида спорта началось с 60-х годов в Америке и с 80-х — в СССР. С 2004 года обсуждалась возможность сделать панкратион олимпийским видом спорта, но этого пока не произошло; зато среди олимпийских дисциплин есть вольная борьба и греко-римская борьба, элементы которых входят в арсенал MMA. 

    Смешанные единоборства продолжают развиваться как спорт: за несколько лет они прошли путь от нелегальных боёв к зрелищу мирового масштаба. Бои MMA были некоторое время запрещены в Америке (в штате Нью-Йорк их разрешили только в 2016 году, после 19-летнего запрета), и UFC (см. ниже, «Как устроена индустрия MMA») многое сделала для признания этого спорта. Во Франции и Норвегии запрет на бои MMA действует до сих пор. 

    Смешанные единоборства часто называют «боями без правил», так как  первые поединки UFC проходили под таким девизом. Но всё-таки это не совсем корректно: правила в этом виде спорта были с самого начала, и сегодня они едины для всех федераций MMA.  Сейчас обсуждается возможность сделать смешанные единоборства олимпийским видом спорта. 

    Как устроена индустрия MMA 

    Главными действующими лицами в индустрии являются даже не сами бойцы, а большие промоутерские организации, такие как американские UFC и Bellator, сингапурская ONE или российская Fight Nights Global. Они заключают контракты со спортсменами, проводят бои и ведут собственные рейтинги; они продают билеты и трансляции. 

    У каждой такой организации свой рейтинг и собственные чемпионы в каждой весовой категории; поэтому Хабиб Нурмагомедов — чемпион UFC (одной из самых могущественных промоутерских организаций в мире MMA), а не чемпион мира. Как же определить, кто круче — действующий чемпион ONE или действующий чемпион Bellator? Для этого есть независимые рейтинги, такие как Sherdog или Fight Matrix (сейчас в категории pound for pound — вне зависимости от весовой категории — оба рейтинга возглавляет американский боец Джон Джонс). 

    При чём здесь хайп? Медийный шум и общественное внимание — основа бизнеса промоутерских организаций. Чем популярнее боец, тем больше просмотров привлечёт бой с его участием, тем больше билетов будет продано на шоу, тем больше заработает его промоутерская компания и он сам, т.к. в контракте спортсмена может быть не только зарплата, но и процент от трансляций.  

    Шоу или спорт?   

    26 миллионов просмотров — столько, по данным сайта Первого канала, набрала трансляция боя Хабиба Нурмагомедова и Дастина Порье, в котором россиянин защитил чемпионский пояс UFC. До этого, в октябре 2018 года, бой Хабиба и Конора Макгрегора только по «Матч ТВ» посмотрели 2,6 миллионов человек. Обсуждение боя в соцсетях вовлекло даже тех, кто никогда до этого не интересовался смешанными единоборствами. Почему? 

    Интерес зрителей держится не только на спортивном мастерстве бойцов, ведь оценить его могут далеко не все. Поэтому хайп создают за счёт того, что понятно абсолютно всем: например, пусть все СМИ напишут о личной неприязни, а лучше о драке по её мотивам (драка предпочтительнее, она точно попадёт в новости). Ирландский боец Конор Макгрегор — настоящий мастер хайпа. В апреле 2018 года, за полгода до боя с Хабибом Нурмагомедовым, он с друзьями напал на автобус, в котором был Хабиб — бросил в автобус ограждение; один человек в результате был ранен. Бой между Макгрегором и Нурмагомедовым называли «самым ожидаемым событием MMA»; их поединок в Лас-Вегасе завершился скандалом, массовой потасовкой и угрозой для чемпионского титула Нурмагомедова, и всё это только усилило медийный эффект. 

    Частью продвижения поединка и частью шоу является трештокинг — манера говорить неприятные и /или оскорбительные вещи сопернику с целью одолеть его психологически. Бойцы MMA не единственные и не первые, кто так делает: трештокинг широко применяется в баскетболе и волейболе во время матчей. В случае смешанных единоборств треш-ток практикуют не столько во время боя, сколько во время пресс-конференций и интервью. 

    Вообще, интервью бойцов ММА часто становится способом поговорить с будущим противником через журналиста, создать инфоповод и эмоционально привязать  внимание зрителей («Такой-то боец MMA сказал про Другого, что Другой трус, алкоголик и смотреть на него неинтересно! О, что же будет!»

    Что же в России? Один из самых ожидаемых боёв 2019 года в России — поединок профессионального бойца ММА Александра Емельяненко и пауэрлифтера Михаила Кокляева, который состоится в Москве 29 ноября. А новость этой недели — драка между Емельяненко и Кокляевым, причём противники даже не трогали друг друга: один бросил в другого бейсболкой и рассёк бровь. 

    В профессиональной среде поединок Емельяненко VS Кокляев с удовольствием обсуждают, но заранее считают фрик-боем (см. «Битва за хайп»). 
     

    «Битва за хайп» 

    Так называется проект блогера Амирана Сардарова («Дневник хача»): в антураже боёв по правилам MMA ставят развлекательное шоу, отобраться на участие в котором может теоретически почти любой желающий — вероятно, примут даже медведя из самой первой новости этого материала, если он сумеет заполнить заявку. 

    Рецепт «Битвы за хайп» — максимум шоу, минимум спорта. Вот на октагоне поёт девочка — дочь одного из бойцов; потом папа проигрывает, и показывают, как дочка сидит рядом с ним на лавочке и его жалеет. Зритель утирает слезу и жмёт «лайк». Другой участник устраивает из своего выхода целое отдельное шоу: выходит в нарочито заляпанном бутафорской кровью фартуке и в маске, пропиливая себе выход в подставленных командой щитах, после чего начинает орать и размахивать пилой. Его соперник в это время разминается спиной к нему. Кто победит, понятно. 

    Квалификация бойцов и соблюдение правил во всей этой истории не важны до такой степени, что некоторые поединки превращаются в избиение: на октагоне могут встретиться профессиональный боец и простой парень из качалки, блогер весом 80 кг и опытный жестокий громила под 150 кг (причём последний, добивая соперника, просто падает на него всем весом). 

    Фрик-бои, как их называют профессионалы MMA, выглядят с одной стороны — чем-то вроде пародии, с другой — логичным развитием спорта, где всё завязано на интересе зрителей. Скорее всего, поединки фриков не заменят «серьезные» бои MMA, а будут развиваться параллельно, как другой формат для другой аудитории.

    Не пропустите новые публикации От редакции