Что такое дислексия и дисграфия? Как с ними бороться?
Многие родители с удивлением узнают, что их младшеклассник не справляется с изучением русского языка — он не может написать без ошибок практически ни одного слова. При обучении школьников письму у многих выявляют дисграфию. С каждым годом количество детей с этим диагнозом увеличивается. Поставить диагноз легко — гораздо сложнее справиться с этой проблемой. Наш автор — Валентина Альбертовна Крутецкая — ответит на самые острые вопросы родителей, которые столкнулись с дисграфией и дислексией у своих детей, и расскажет о книгах, которые помогут им эти проблемы решить.
Что такое дисграфия?
Дисграфия — это нарушение письма (дис — расстройство, графо — пишу). Оно проявляется в трудностях формирования навыков грамотного письма.
Иногда дисграфию ошибочно принимают за незнание ребёнком правил русского языка. Сравните, к примеру, две разные записи слова предложение: придложение и бридлашене. Первый вариант — незнание правила, а второй — дисграфическое нарушение.
Чаще всего дисграфия проявляется у ребёнка вместе с дислексией (проблемой чтения). Дисграфия и дислексия могут проявиться у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Это не пройдёт само собой, над устранением дисграфии и дислексии придётся поработать.

Как узнать, что у ребёнка дисграфия?
Загляните в тетрадь своего ребёнка. Вот некоторые признаки и характерные ошибки, которые могут указывать на то, что у школьника дисграфия:
1) неаккуратный и нечитаемый почерк (слишком мелкий или очень крупный, разноуровневое написание букв в слове),
2) отсутствие пропусков между словами,
3) несоблюдение границы полей в тетради и правил переноса слов,
4) недописывание некоторых элементов букв,
5) зеркальное написание некоторых букв или слов,
6) замена или пропуски букв в словах (собака — сбака, колобок — колодок),
7) повторение одной и той же буквы (пирог — пироп),
8) ребёнок не использует заглавные буквы и знаки препинания, в его тетрадях множество орфографических и грамматических ошибок.
К проявлениям дисграфии также можно отнести бедность словарного запаса, неумение ребёнка построить предложение, пересказать текст. Школьник тратит много времени на выполнение домашних заданий, а в итоге накапливается только его физическая и эмоциональная усталость — возникает отвращение к учёбе.
Можно ли исправить дисграфию?
Число младших школьников с нарушениями письма растёт с каждым годом. Но несмотря на то, что корректировать дисграфию и дислексию сложно (это долгий и кропотливый труд, к которому часто приходится привлекать логопедов), в большинстве случаев проблема решаемая. Необходимы: желание работать, время и терпение. Этот процесс не будет быстрым и лёгким — могут потребоваться месяцы и годы упорного и систематического труда. Некоторые дисграфические ошибки можно исправить быстро, на избавления от других могут уйти годы напряжённой работы.
Какие бывают виды дисграфии?
В логопедии выделяют несколько форм нарушений письма.
1. Артикуляторно-акустическая. Неправильное произношение звуков речи, отсюда и неправильное написание слов.
2. Акустическая. Ребёнок путает звуки, схожие по звучанию (глухие-звонкие: [б]–[п], [д]–[т], [з]–[с]; шипящие: [с]–[ш], [з]–[ж]; не различает мягкость отдельных звуков).
3. Оптическая. Ребёнок не различает написание некоторых букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, часто даёт зеркальное изображение букв.
4. Языковой анализ и синтез. Ребёнок пропускает или повторяет слова, переставляет местами слоги, не делает пропуска между словами и др.
5. Аграмматическая дисграфия. Ребёнок пишет вопреки правилам грамматики (красивый кошка, весёлые мальчик).
Какие упражнения корректируют дислексию и дисграфию?
Приведу лишь некоторые рекомендации для родителей. Чем необходимо заниматься?
1. Общим развитием ребёнка, расширением его словарного запаса и кругозора, знакомством с незнакомыми словами.
2. Выразительным чтением.
3. Коррекцией устной речи — правильным произношением и различением звуков речи (в работе прекрасно помогает использование пословиц, поговорок, скороговорок, чистоговорок).
4. Всевозможными играми с буквами и словами.
5. Контрольным списыванием и орфографическим проговариванием.
6. Разгадыванием загадок, ребусов и кроссвордов.
Все эти и многие другие упражнения включены в мои книги, которые уже оказали помощь многим педагогам и родителям в работе с детьми.
В этих пособиях собраны упражнения, адресованные ученикам 1–4 классов, для исправления дисграфии. Они будут эффективными, если индивидуальную работу с ребёнком проводить систематически. Ответы к заданиям и рекомендации для родителей помогут грамотно организовать и провести занятия.
Помните, что дисграфия — это нарушение, с которым можно и нужно работать. Задача родителей — оказывать ребёнку психологическую поддержку: показать заинтересованность в его успехах, сделать занятия интересными, не ругать, а хвалить за самые маленькие победы.
Желаем успехов!
