Что должен знать и уметь ребёнок к первому классу?

    Чем ближе школьный возраст и учебный год, тем активнее родители начинают задумываться о готовности ребёнка к новому этапу жизни. Что же должен знать и уметь будущий первоклассник? Требования для разных школ отличаются, однако существуют и общие критерии. Они помогут мамам и папам подготовить ребёнка к поступлению в школу.

    Интеллектуальный критерий готовности

    Этот критерий самый важный, поскольку именно в него входит пункт про тягу к знаниям у будущего первоклассника. Именно его специалисты считают ключевым, когда речь заходит о том, готов ли ребёнок к школе в принципе.

    В интеллектуальном аспекте ребёнок должен:

    • Быть любознательным, тянуться к новым знаниям, интересоваться окружающим миром (вещи и предметы, чувства и взаимоотношения);
    • Уметь задавать вопросы взрослому;
    • Иметь представление о себе (имя, фамилия, отчество, пол, возраст, адрес) и о своей семье (как зовут родителей и ближайших родственников, какая между ними связь);
    • Иметь общее представление о государстве, в котором он живёт, и о мире в целом;
    • Знать и уметь называть известные растения, животных, виды транспорта, профессии, отличать их друг от друга (например, отличия кактуса от розы, козы от кота);
    • Знать понятие «время», уметь его называть (не обязательно по механическим часам, достаточно и электронных) и отличать время суток друг от друга;
    • Знать базовые геометрические фигуры и соотносить их с разными объектами (солнце похоже на круг, домик — на треугольник и квадрат);
    • Знать и называть основные цвета, соотносить их с разными предметами и животными (сыр — жёлтый, трава — зелёная, снег — белый);
    • Знать цифры, считать до 10-20 и обратно, называть количество предметов, по возможности знать простейший счёт (сложение и вычитание) в пределах 10;
    • Знать времена года, дни недели, названия месяцев и называть их в правильном порядке;
    • Знать даты и названия известных праздников и уметь ответить на вопрос, какой из них он любит больше всего и почему;
    • Знать элементарное строение человеческого тела (где расположены части тела, какие из них парные);
    • Различать живое и неживое;
    • Знать простейшие правила дорожного движения (нельзя переходить на красный сигнал светофора, переходить только по зебре, смотреть по сторонам);
    • Знать слоги или уметь читать простые двусложные слова по слогам (не обязательный пункт, но желательный);
    • Уметь слушать короткие тексты и пересказывать их, выстраивая логическую цепочку (началось так, продолжилось тем-то, закончилось вот этим);
    • Уметь придумывать элементарный рассказ по картинке.

    Социально-психологический критерий готовности

    Социально-психологический критерий определяет готовность ребёнка к новой для него роли — роли ученика. Что это значит? Дети должны понимать и принимать психологически, что скоро им придётся жить по новым правилам: рано вставать, получать знания, взаимодействовать с коллективом и педагогами, делать уроки, соблюдать режим. 

    В социально-психологическом аспекте ребёнок должен:

    • Иметь мотивацию для учёбы (достаточно даже одного желания);
    • Уметь обращаться за помощью или просить о чём-либо;
    • Уметь в течение определённого времени (40-45 минут — то есть на время урока) быть внимательным, сосредоточенным и сконцентрированным;
    • Уметь соблюдать дисциплину, правила, контролировать свои эмоции;
    • Понимать необходимость соблюдения школьных правил;
    • Знать, для чего люди ходят в школу и как в общих чертах устроен учебный процесс;
    • Уметь адекватно реагировать на замечания;
    • Понимать формулировки «нельзя», «можно», «должен»;
    • Быть самостоятельным в бытовом плане (уметь без посторонней помощи одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, без напоминания мыть руки, аккуратно складывать учебные принадлежности);
    • Уметь строить диалог, коммуницировать с разными по возрасту людьми;
    • Иметь желание обрести новых друзей, делиться с ними своими эмоциями, впечатлениями, интересами;
    • Уметь вовремя включать своё воображение;
    • Уметь действовать по инструкции взрослых людей, слушаться их (в будущем — педагога, школьного психолога и пр.);
    • Иметь желание достигать определённых целей и уметь их ставить (согласно возрасту);
    • Уметь проявлять силу волу (ведь ребёнку придётся делать уроки, когда очень хочется погулять);
    • Иметь представление о культурных ценностях (уметь здороваться и прощаться, благодарить, использовать другие вежливые слова, не перебивать в разговоре, поддерживать чистоту);
    • Обладать логическим мышлением и пониманием порядка действий (например, чтобы приготовить салат — сначала нужно порезать овощи).

    Физиологический критерий готовности

    Ещё один важный критерий готовности ребёнка к школе — физиологический. Именно такие навыки и умения позволяют детям эффективно осваивать школьную программу без ущерба для здоровья.

    В физиологическом аспекте ребёнок должен:

    • Иметь потребность в двигательной активности;
    • Уметь уверенно держать ручку и карандаш, пользоваться ножницами, кисточками, линейками;
    • Уметь ориентироваться в пространстве и в соответствии с ними координировать свои движения (право-лево, верх-низ, сзади-спереди, больше-меньше, ниже-выше);
    • Уметь переносить на бумагу простейшие графические рисунки, воспринимаемые зрительно (например, перерисовать солнце или домик с забором с книжной иллюстрации);
    • Уметь закрашивать или штриховать рисунки, обводить фигуры по контуру и по трафаретам;
    • Уметь ориентироваться в тетрадях и в учебниках (открыть нужную страницу, найти необходимый столбец, писать в пределах клеточки или линий в тетрадке).