Читаем с психологом: «Советы в картинках», Анн-Клер Кляйндинст

    Книг о воспитании детей на современном литературном рынке немало: есть из чего выбрать. Но что если даже работы прославленных психологов родителям не подходят? Кажется, что в них слишком много текста, информация не усваивается, пестрит заковыристыми терминами. А понять своё чадо и найти в с ним общий язык очень хочется. Профессиональная мама Анн-Клер Кляйндинст и художница Линда Коразза создали настоящий подарок для таких родителей: книгу о воспитании в комиксах и картинках (да-да, она именно для родителей) под названием «Давай договоримся. Как повзрослеть вместе с ребёнком».

    Возможно, у вас уже есть опыт чтения книг о семейной педагогике: о том, как найти подход к своему маленькому человеку, написано действительно много. В то же время, часто бывает так, что вы читаете всю книгу целиком, и по ходу прочтения всё понятно. Но после информация начинает постепенно «уплывать» от вас, теряется вся конкретика и вы уже не можете ничего применить на практике. А бывает, что книга написана слишком научно, и далёкому от мира психологии человеку всё написанное в ней кажется каким-то тернистным лесом. 

    Вопреки известному общественному мнению, дети далеко не всегда цветы жизни. В моменты затишья всё хорошо, вы можете мирно сидеть вместе на диване в обнимку, и вам кажется, что вы прекрасные мама и папа, вы и сами со всем справитесь без всех этих психологов. Но порой ребёнок обрастает колючками, и вы просто не знаете, как к нему подступиться. 

    Об авторах

    Анн-Клер Кляйндинст создала наполнение для своей книги с позиции клинического психолога и дипломированного специалиста по позитивной дисциплине. У себя на родине во Франции она проводит индивидуальные консультации, а также организует семинары и практические занятия для родителей, выступает в школах, опираясь при этом на свой подход целостности личности. Анн-Клер применяет такие практики, как гипноз и игровую терапию. Но кроме того, что она профессионал в своей области, она также является мамой 4 детей, поэтому её взгляд будет интересен родителям не только в её стране, но и по всему миру.

    Иллюстратор Линда Корраза преобразовала научно-психологический подход Анн-Клер Кляйндинст в забавные комиксы и рисунки, которые делают информацию доступной, лаконичной и легко усвояемой. 

    О книге в деталях

    Книга имеет довольно чёткую структуру, она составлена из самых животрепещущих вопросов, которые вызывают конфликты между родителями и детьми: что делать, если он не хочет идти в детский сад или школу, чистить зубы, есть кашу и ещё много разных «что, если...». 

    Культивируется мысль о том, что прежде чем воспитывать ребёнка, родитель должен начать с себя. Важно развивать в себе навык оперативного действия в критической ситуации, реагирования на конфликты, да и в принципе умение не доводить ситуации до критических точек. Рассказывается, как развить в себе внимательность и умение замечать каждое изменение, происходящее в ребёнке, поддерживать чадо в его интересах и начинаниях и всегда оставаться с ним в контакте. 

    Для кого эта книга?

    • Для родителей-визуалов, которым проще воспринимать информацию через зрительные образы и в сжатом виде;
    • Для занятых мам и пап, у которых не так много времени на чтение больших психологических исследований;
    • Для тех, кто раньше не читал литературу о воспитании детей, но хочет начать с чего-то лёгкого, но ёмкого;
    • Изначально эта книга создавалась для родителей, чьи дети обладают повышенной чувствительностью, которая часто идёт рука об руку со сверходарённостью, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, расстройствами аутического спектра, нарушениями «дис» и пр.;
    • Для взрослых, чьи дети не страдают перечисленными проблемами, но с ними всё равно бывает сложно.

    Несколько лайфхаков

    Мы выбрали две ситуации из тех, которые приводятся в книге, и расскажем, как в них предлагает действовать Анн-Клер Кляндинст.

    Он не хочет одеваться
    У вас было такое, что вам уже совсем скоро нужно выходить, но вы не можете заставить ребёнка даже просто собраться? Это довольно распространённая ситуация. Посмотрим, что предлагает нам автор.

    Забудьте эти слова: «Тебе придётся одеться! А ну-ка немедленно!»

    Что же делать? Вы можете принять один из трёх вариантов действий, каждый из которых даст ребёнку ограниченный выбор: условно назовём их «одежда», «момент» и «помощь». Первый вариант предусматривает, что ребёнок теряется в выборе того, что надеть. Ограничьте его выбор двумя вещами: скажем, «Выбирай, какую футболку наденешь: жёлтую или серую?». Второй вариант даёт ему возможность выбора более удобного момента для сборов: некоторым детям удобнее сначала позавтракать, а потом одеться, другим — наоборот. Третий вариант — это прямое предложение помощи: «Ты справишься сам или тебе помочь?».

    Бывает и так, что это не работает. Тогда нужно вывести ребёнка на диалог, разобраться в причинах: «Помоги мне понять тебя. Объясни мне». А причин может быть несколько. Например, чтобы пойти на улицу зимой, нужно надеть колючий свитер, а он причиняет дискомфорт; маленький ребёнок может не до конца помнить сам порядок сборов, что за чем следует, поэтому можно подсказывать ему каждый шажок; в конце концов, может быть и такое, что на самом деле ребёнок злится совсем из-за другого (поссорился накануне с другом, сломалась любимая машинка), а тут действие, которое требует от него определённых усилий. Дети не только не научились пока справляться с базовыми для взрослых вещами, но и не до конца понимают, как идентифицировать и объяснять свои эмоции.

    Он не хочет есть
    Ваш ребёнок может ненавидеть какой-то конкретный продукт (кашу, помидоры, рыбу — что угодно), а может просто быть малоежкой. Вы как родитель знаете, что даже нелюбимый продукт может быть важен для его рациона, да и в принципе человек должен употреблять пищу, чтобы выжить: особенно тот самый растущий организм. Но что, если нравоучения не работают?

    Забудьте эти слова: «Ешь, каша очень полезна. Если не доешь, будешь наказан».

    Что же делать? И снова, автор предлагает родителям разобраться с причиной проблемы. Например, есть такое понятие, как «память тела». Однажды ваш ребёнок ел какой-то продукт, и у него возникла неприятная ассоциация (скрутило живот, возник рвотный спазм). Тогда имеет смысл попробовать еду в более приятной ситуации, которая будет новой для него. Также причины могут быть психологическими: например, живот может разболеться из-за небольшого конфликта с родителями. Тогда, как и в предыдущем случае, следует расспросить, почему он не хочет есть салат на самом деле.

    Одним из важнейших аспектов книги Анн-Клер Кляйндинст является идея о том, как важно устанавливать правила для ребёнка, но не забывать следовать им и самому, давать малышу возможность выбора. А самое главное, книга подходит для родителей ребят самых разных возрастов.