Чем полезны для детей игры с рамками-вкладышами? Методика развития Марии Монтессори
Немного истории
Рамки-вкладыши впервые придумала, известная своей уникальной педагогической системой, итальянский врач и педагог Мария Монтессори. Она заметила, что в разные циклы жизни дети концентрирует свое внимание на определенных занятиях. Например, в возрасте 1-1,5 лет детям наиболее нравится подбирать предметы по форме и размеру.
Какую ценность дает игра с рамками вкладышами:
- Развитие мелкой моторики рук и мышц пальчиков. Игра, в которой необходимо брать пальчиками мелкие и крупные детали, крутить их, подстраивая под трафарет на доске, вставлять в рамку, а для самых маленьких даже доставать мелкие детали – это непростая задача, как может показаться на первый взгляд. Все это отлично развивает пальчики и готовит руку к письму. Малыш играет и обучается! Это ли не мечта всех родителей?!
- Улучшение усидчивости и внимания. Естественно, если ваш ребенок не будет внимателен, то пропустит нужную ячейку и жираф не найдет свой домик, а дельфин попробует попасть в домик к киту.
- Развитие зрительно-моторной координации. Ребенок учится визуально оценивать размеры фигур и сопоставлять их формы, собирая пазл в единую картину. Для крохи положить фигурку маленькой птички в ячейку соответствующей формы – целое достижение!
- Совершенствование памяти. Прежде всего, зрительной. Умение запоминать образы в дальнейшем значительно облегчит ребенку процесс обучения многим вещам.
- Зарождение логического мышления. Разбирая и собирая головоломки различных тематик, малыш будет находить сходства и различия, объединять и сопоставлять, а значит, учиться и мыслить логически.
- Получение знаний об окружающем его мире. Для повышения эрудиции малыша, играя с рамками-вкладышами, родителям стоит позаботиться о том, чтобы игрушки были достаточно разнообразными, тематически подобранными. Подбирая рамки на разные тематики, ребенок будет знакомится с окружающим миром.
- Обогащение словарного запаса,если конечно, родитель будет комментировать действия и многократно повторять название предметов. Так дети запоминают все больше новых названий.
Выбирайте пазл-вкладыши не только по степени сложности, но и в соответствии с интересами ребенка.
С какого возраста можно начинать играть?
Многие педагоги сходятся во мнении, что можно начинать играть в пазлы с 8 месяцев, когда кроха уже умеет делать ручками что-то самостоятельно. Для малышей подбирайте разнообразные рамки-вкладыши, где просто нужно вытаскивать и вставлять обратно. Доставайте вкладыш и пытаетесь вставить его обратно, примеряя ко всем «окошечкам» пока не найдете нужное. С помощью таких нехитрых действий развивается глазомер малыша и совершенствуется ловкость движений.
Какие есть игры с рамками-вкладышами?
- Игра демонстрация
Покажите новую игру ребенку, не давая в руки. Выньте и вставьте пазл любой формы (например, единорога) в рамку. Ребенок увидит, что вкладыш разместился в рамке. Повторяйте несколько раз, вынимая и вставляя вкладыш. Примерьте два разных вкладыша к одной рамке по очереди. Малыш увидит, что один из них точно не совпадает с рамкой, а второй – совпадает. Обычно достаточно 2-3 показов для того, чтобы дети заинтересовались вашими действиями и потребовали игрушку к себе.
Важно! Не забывайте говорить с ребенком при демонстрации игры, не спеша и не повышая голос. Спросите, что это? Это бегемот? А это краб!. Не забывайте хвалить себя Как хорошо получилось! и ребенка: Молодец, Саша, сложил картинку! А теперь пусть малыш сам поиграет с новой игрой.
- Обводка фигур на листе бумаги
Фигурки пазлов можно использовать как трафарет, обводя каждую форму животного или геометрической фигуры. Получившуюся картинку можно закрасить краской или просто заштриховать карандашами.
С увеличением сложности
Когда ребенок уже собирает головоломку уверенно, и это зигра ему надоедает, попробуйте предложить новые интересные способы сборки:
- с закрытыми глазами;
- одной рукой: правой и левой;
- затем двумя руками одновременно, ( при такой игре хорошо развиваются оба полушария мозга);
- пальчиками ног (отличная профилактика плоскостопия);
- по очереди и совместно с вами;
- на скорость: взяв каждый по рамке с одинаковым количеством элементов. Кто быстрее соберет;
- соберите пазл неправильно и попросите ребенка исправить ошибки вашей сборки
Таким образом, ребенок постепенно будет учиться ставить перед собой цели и задачи и достигать их.
Можно придумать игры на любой вкус, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. По началу, вы сами будете многократно показывать и повторять свои действия. Но не думайте, что это может быть напрасно. Ни в коем случае! Ваши движения будут только привлекать интерес к игре, преподнося все новые и новые способы ее использования. Только обязательно на некоторое время откладывайте игру в сторону, чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть новые возможности головоломки.