Анастасия Погожева: «Наши лекции смотрят мамы с детьми»

    Сегодня у нас в гостях Анастасия Погожева — создатель проекта Level One, который предлагает разные платные лекции об искусстве, архитектуре, музыке и многом другом. Лекции эти пользуются огромным успехом. Мы поговорили с Анастасией о том, как пришла идея создать проект, как на это повлияло рождение ребёнка и планирует ли Level One запустить лекции специально для детей.

    Анастасия, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как начался проект Level One? Чем Вы вдохновлялись?

    Моя жизнь после окончания ВУЗа (я закончила экономический факультет и стала кандидатом экономических наук) была связана с финансами и консалтингом. Примерно к 2012 году я подумала, что мне более-менее понятно, как развиваться в этом направлении, и что хочется попробовать сферу, в которой я буду чувствовать вызов, где мне будет сложно. Так появился проект Level One, который нужен был мне для того, чтобы понять, что же я из себя представляю и на что я способна.

    Понимаю. Это что-то вроде вызова. Как Вам удалось на это решиться?

    Я не была уверена, что это не просто прихоть и блажь, не понимала, насколько адекватны мои мысли, поэтому просто так бросать все и уходить в ночь мне не хотелось, да и моя прежняя работа мне очень нравилась. Поэтому, когда я забеременела, то подумала, что самый лучший момент настал: пока я буду в декретном отпуске, можно поэкспериментировать с чем-то новым, понять, что там у меня откликается, получается ли у меня или нет. Так я спокойно доработала до рождения ребёнка, а когда он родился, я ушла в декретный отпуск и потом год не работала – только катала коляску по Крылатским холмам. Поскольку времени было много, то у меня появился шанс всё обдумать. В общем, примерно в тот момент и в то время, мне показалось, что очень сложная и вдохновляющая меня тема – это storytelling: иначе говоря, умение рассказывать истории.

    Похоже, это кардинально отличается от того, чем Вы занимались раньше. Сложно было перестроиться?

    Это всегда было не про меня, и я не собиралась никогда становиться тем человеком, который умеет рассказывать истории, но такие люди меня вдохновляли. Мне вспомнилось одно из наших последних путешествий: мы ездили в Германию, и там, в Берлине нам встретился гид, который весь день нас водил по разным неожиданным местам, много чего рассказывал. Смотря на него, мне захотелось найти каких-то похожих, вдохновляющих людей в Москве для того, чтобы помочь им сделать экскурсии или лекции вдохновляющими и структурированными. Я начала проходить разные образовательные курсы, которые были связаны с публичными выступлениями, чтобы понимать, как устроена эта область. За рубежом это направление сильно развито, там этому учат в школах, университетах, то есть сравнительно много людей через это проходит, у нас все-таки совсем не на таком уровне всё. И мне показалось, что я могу быть чем-то полезной людям в этой области.

    Да, это, своего рода, новая ниша: и для нашего рынка, и лично для Вас. Как удалось влиться во всё это?

    Когда ребёнку исполнился год, я познакомилась с компанией, которая делает сайт:  там любой гид может разместить свои экскурсии. Пообщалась с теми гидами, которые были в Москве, и предложила им что-то улучшить. Они были не очень этому рады, потому что у них и так всё было хорошо. А поскольку у них всё было хорошо, я подумала, что, наверное, надо пообщаться не с теми, кто уже достаточно успешен, а с гидами, которые классно рассказывают, но ещё не знакомы со своей аудиторией. Когда я думала об этом продукте, многое сложилось в моей голове, как пазл, поэтому мне показалось, что это хорошая идея.

    Мы запустили курс по архитектуре, где каждую лекцию ведёт новый человек — специалист в своей конкретной области. Каждая тема, каждая лекция может быть изучена отдельно, то есть независимо от остальных. И такой подход привлекает очень многих: кому-то нравится всё структурировать, кто-то воспринимает информацию через личности, для других важен культурный контекст или инженерия. В общем, каждая тема представляла собой взгляд с новой стороны, а каждая лекция проходила в какой-то интересной локации: например, в архитектурной школе МАРШ, в Центре авангарда, в Музее архитектуры.

    Каким он был — первый успех?

    Так как я делала экскурсии, я познакомилась с большим количеством людей из мира архитектуры и вообще из культурной сферы, и к началу 2015 года запустила курс по архитектуре. Про него 31 декабря 2014 года написал The Village, и из-за того, что новость провисела пару недель январских праздников в топе на их сайте, много людей заинтересовалось. Успех был ощутимый и я поняла, что это классная тема, много кому это интересно. Люди начали покупать билеты, я стала давать больше лекций, и потом уже самое сложное осталось позади. Мы перешли к развитию проекта: стали делать лекции не только про архитектуру, но и про искусство, классическую музыку и все направления науки.

    А как вы находите лекторов и темы для проекта? У Вас, наверное, есть какие-то принципы отбора, важные для Вас идеи, когда вы отбираете людей.

    Да, у нас есть большой чек-лист идеального лектора. К сожалению, ни один лектор не является идеальным настолько, чтобы соответствовать всем этим пунктам, но обычно какие-то характеристики у каждого классного лектора перевешивают все остальные. Главный критерий такой: чтобы этот лектор нравился почти всем, то есть о нём не должно быть негативных отзывов. Это всегда лекторы, которые являются экспертами, очень хорошо разбираются в своей теме, хотят донести её до других. Часто у них какие-то собственные открытия есть в этой области, а значит, им не всё равно. Они здорово выступают, часто поддерживают какой-то интерактив с аудиторией, структурируют свою речь так, что это не набор каких-то баек, а действительно двухчасовая лекция, которая поможет понять систему координат в этой области, чтобы потом самостоятельно сориентироваться.

    С чек-листом всё понятно. А где именно удавалось найти профессионалов в этой сфере и перспективные новые лица?

    Я спрашивала людей, которые как раз в мире архитектуры живут, кто классный лектор, и многие называли одних и тех же людей, которые были профессионалами, но недостаточно хорошими спикерами. Чтобы найти свежие лица, а не прославленных мэтров, я разместила вакансию на сайте «Вакансии для хороших людей» и написала, что, если вы разбираетесь здорово в архитектуре и хотите о ней рассказывать, то давайте пообщаемся. Куча народу откликнулась, очень много! Мне кажется, человек сто. Для такой не самой широкой темы это действительно был какой-то фурор. Среди этих людей нашлись очень клёвые, с которыми мы до сих пор сотрудничаем. Это был успех. Сейчас мы по-разному ищем лекторов. Есть коллеги, которые занимаются планомерной работой с лекторами. Они знают все мероприятия, которые проходят, смотрят разных специалистов, запрашивают у них видео, обсуждают условия и так далее: то есть работа связана как с исходящими, так и с входящими заявками, потому что много кто уже про нас знает и предлагает себя в качестве нашего нового лектора. Изредка мы тоже размещаем вакансии в таком же формате.

    Здорово. А как лекторий перешел в онлайн? Вы сталкивались с какими-то трудностями, может быть, или наоборот — всё прошло легко и гладко?

    Когда в середине марта сказали, что нельзя проводить мероприятия более, чем на 50 человек, это стало главным триггером, потому что хотя лекции мы и могли проводить в таком формате, но стало ясно, что люди уже не будут на них ходить. Мы два или три дня попробовали проводить лекции в смешанном формате, когда лекция проходит оффлайн, но параллельно она транслируется в эфире: так люди могли выбирать, приезжать им на площадку или смотреть запись лекции. Трансляцию лекции было делать очень сложно: мы с этим справились, но лучше онлайн и оффлайн-лекции проводить отдельно. Проблема ещё была в том, что у нас было продано примерно 2,5 тысячи билетов вперёд — это около двух миллионов рублей, и нам было довольно некомфортно возвращать все эти деньги, тем более, когда не очень понятно, вернётся ли нам всё это. Поэтому мы решили оставить всё только в виде онлайн-лекций.

    Для многих компаний и специалистов, работающих очно, это стало настоящим испытанием. Как люди восприняли такую новость?

    Наша аудитория отлично к этому отнеслась. У нас было меньше 5 процентов возвратов, то есть все согласились переехать в онлайн и посмотреть то, что они уже оплачивали. Параллельно мы начали продвигаться не только в Москве, но и за её пределами, потому что живые лекции проходили только в столице, а вебинары можно смотреть откуда угодно. Получается, мы перестали быть скованными географией и смогли рассказывать про наши лекции на всю русскоязычную аудиторию. Поэтому мы стали таким федеральным проектом и это здорово помогло нашему росту. Ну, с точки зрения роста внутри компании, главными изменениями стали запуски новых продуктов. Один из самых популярных — это тренажёры по искусству. Когда угодно можно заходить и тыкать на картины, отвечая — это Мане или Моне?

    Барокко или Ренессанс?

    Да. И это здорово, потому что не требует никакой теоретической подготовки, не нужно ничего читать и изучать, просто это действительно формирует насмотренность так, что ты уже наконец начинаешь отличать это барокко, ничего ещё не узнав — просто картинки. Мы сделали эти тренажёры бесплатными, и у нас появилась огромная аудитория, которая приходила ежедневно играть, потому что это стало для них не просто развлечением на один день, а действительно хорошим образовательным инструментом. Так что мы за счёт этого выросли в аудитории, и, кроме того, ещё более важная для нас вещь — то, что мы запустили образовательный формат песочницы, то есть сообщества в телеграмме, где мы каждый день даём суммарный контент по разным темам на 10 минут.

    Что за песочницы? Расскажите, пожалуйста, в чём их идея?

    Это несколько коротких постов и видео по паре минут. То есть действительно очень коротко, но зато по сути. И в этом формате классно то, что получается, ты каждый день на тему тратишь только 10 минут, там есть люди, другие, заинтересованные: ты чувствуешь, ты видишь, что они задают вопросы. Но всё равно это очень сильно помогает дальше учиться. И ты на связи с экспертом. Кроме того, у нас такая демократия, каждую неделю всё сообщество выбирает тему следующей недели, и поэтому можно отследить, как это развивается: где-то люди предпочитают идти хронологически, где-то наоборот — прошли тему, и всем очень интересно становится какое-то её ответвление после этого, а кому-то просто яркие хайповые имена важны. В итоге у нас сейчас 10 песочниц, и если начинали мы с разных культурных тем (искусство, архитектура, классическая музыка, литература), то сейчас у нас в том числе есть песочница про финансы, про то, как экономить и зарабатывать больше, про ЗОЖ, про моду.

    Планируете дальше развивать этот формат?

    Да, потому что мы с их появлением стали такими «мега», мы генерируем огромное количество очень качественного, как мне кажется, контента, который всем очень нравится, и дальше мы будем в эту сторону развиваться; это довольно сильно отличается от всего, что мы делали раньше, когда практически весь контент был от лекторов, которые за него в финале отвечали. Так что появилось теперь много образовательных форматов, много новой аудитории, которая довольно активно возвращается и пробует разные темы, разные форматы. В общем, мы теперь думаем, что мы со всем этим будем делать, когда закончится карантин и какую долю в нашей жизни составят живые лекции. Это оказалось тоже очень классно.

    А для подростков или для детей песочниц не планируете делать?

    Мы общались с родителями ещё весной, в апреле-мае, для того чтобы понять, что им нужно. Поняли, что всё-таки пока, по крайней мере, подростки в шоке и перегружены всем, что происходит в школах. Дополнительно заниматься чем-то таким, что не является обязательным, не является подготовкой к ЕГЭ, ОГЭ, — это будет перебор, так что мы пока не придумали, как им массово помогать. Многие родители смотрят наши лекции со своими детьми. То есть если раньше это невозможно было по графику, то теперь прямо многие мамы говорят, что посмотрели вместе с ребёнком — ему было очень интересно.

    То есть на сайте есть материалы прямо для семей с детьми? Я правильно понимаю?

    Мы это в основном всё-таки позиционируем как материалы для взрослых, но поскольку мы ориентируемся на то, что лекция должна быть интересна всем, включая тех, кто до этого не интересовался этой темой, то получается, что по крайней мере для детей старше 12-13 лет этот контент работает. Для более младших у нас его нет.

    Понятно. А есть у Вас какие-то особенные курсы? Ну, может быть, не особенные, а обычные, но которыми можно увлечь подростка? Как Вы думаете?

    Ну, часто подросткам уже самим что-то интересно. Например, если они занимаются в музыкалке и не видят в этом смысла, от наших лекторов они могут услышать, насколько много всего интересного можно расслышать в классике. Или, например, в классической музыке даже с точки зрения учёного тоже очень здорово разобраться — зачем нужно сольфеджио и прочая музыкальная теория. Но это скорее связано уже с текущими интересами, когда дети вовлечены в искусство, то поддержание в них этого огня гораздо больше зависит от родителей. Если мы говорим про историю, то это обычно связано со школьной программой. Например, у нас есть лекция «Как не запутаться в мировой истории и запомнить главное». И вот она крайне популярна у школьников, потому что за 2 часа помогает сориентироваться в огромном количестве фактов, выстроить таблицу, с помощью которой можно потом всё это вспомнить быстренько и как-то связать в голове. В общем, очень сильно зависит от детей: бывают те, которые приходят и лучше всех всё рассказывают, например, про архитектуру, и отвечают на вопросы лектора лучше взрослых, но, наверное, это очень индивидуально.

    А как Вы считаете, есть какие-то лекции, с которых стоит начать знакомство с Вашим проектом, или таких нет и они не выделяются?

    Мы здесь исходим из того, что хорошо, когда у людей есть какой-то первичный интерес, а он обычно есть. То есть бывает, что тебе интересна мода, и ты хочешь наконец понять, как выглядеть хорошо. Кому-то интересно кино, потому что он и так смотрит кино. Хорошо бы его смотреть с каким-то большим пониманием не только сюжета, но и того, что там помимо сюжета заложено. И для всех людей эти темы очень разные. Единственное, у нас есть темы какие-то очень широкие, например: «Как получать удовольствие от искусства?», «Как замечать архитектуру?». И, конечно, они самые массовые. То есть большинство людей сначала пытается сориентироваться, нащупать какую-то систему координат и понять, как эта область знаний устроена, для того чтобы понимать, надо ли куда-то дальше двигаться. А если ты уже осознаёшь, из чего состояла история кино, то дальше ты можешь заинтересоваться и французской новой волной, и японскими мультиками, в общем, появляется понимание, куда идти. Поэтому самые массовые — это вот как раз такие широкие темы.

    Круто. Вы немножко сказали про то, что у вас в планах развивать песочницы, возможно, есть какие-то другие планы на будущее? Может быть, вы будете как-то расширяться или путешествовать в другие города с лекциями или ещё что-то?

    По поводу путешествий я пока сомневаюсь, а расширяться мы точно будем, мы сейчас растём довольно быстро: наверное, в 3 раза выросли по сравнению с теми же периодами прошлого года. Команду мы сейчас расширяем во время пандемии — несколько человек наняли; но с точки зрения запуска новых продуктов, я думаю, мы будем идти дальше, просто шире, чем культура и наука: возможно, возьмём развитие памяти, внимательности, русский язык — то есть то, что и так интересует взрослых людей за пределами работы.

    Что Вас вдохновляет, если не секрет, или, может быть, кто вдохновляет?

    Из образовательных проектов мы, наверно, внимательнее всего смотрим на школу SkyEng. Потому что они занимаются не какими-то просветительскими вещами, думая, что всем обязательно нужно это знать, а очень многое делают для того, чтобы люди научились за какое-то ограниченное количество времени, с ограниченными ресурсами тому, что им необходимо. Основываясь на цифрах, на том, как вообще работает мозг человека. Наверное, такой подход мне очень близок, когда это не просто «мы осчастливим весь мир своими знаниями», а когда «мы всё-таки пытаемся отталкиваться от того, что нужно людям, постараться дать им именно это, без лишней воды».

    А Вам как куратору проекта какой раздел или, может быть, лекция больше всего нравится, откликается?

    Мне раньше было сложно это сказать, но вот сейчас, когда запустились песочницы по десяткам направлений, я просто по факту могу оценить, что я читаю в первую очередь. В первую очередь я читаю то, что касается моды. А во вторую очередь то, что касается архитектуры. Но это постфактум, если бы меня раньше спросили, то я не уверена, что я бы так ответила. А теперь я знаю про себя чуть больше.