Алалия... Так и хочется дальше написать: Как много в этом слове для сердца логопеда говорит

Алалия... Так и хочется дальше написать: "Как много в этом слове для сердца логопеда говорит") Это такое всеобъемлющее нарушение речи, что дух захватывает от объёма работы. Одну ее часть занимает работа пр коррекции звукопроизношения. У детей с алалией чаще всего нет проблем с органами артикуляции и звуки ставятся легко. Зато потом начинается логопедический квест под названием " Запомни, как звучит звук". Дети с алалией просто не запоминают положение органов ветикуляции при произнесении звука, заменяя их абсолютно рандомными. Т. е. один и тот же звук может заменятся разными по звучанию и местоположению звуками. Иногда попадает, чаще - нет. Когда я столкнулась с этой проблемой, на руках не было вообще никого материала по работе над этой проблемой у детей с моторной алалией. В руки попал обрывок книги, в котором были простые слова, фразы, тексты, начиная со звуков раннего онтогенеза. Вот тогда я и поняла, что это то, что мне нужно. На тот момент я не знала, что держу в руках очень небольшой обрывок достаточного увестистого труда Рождественнской В. И., Кузьминой Н. И. "Воспитание речи у детей с моторной алалией" ( эта книга очень сильно похожа на пособие Городиловой В. И. "Воспитание правильной речи у дошкольников"). Рассказы и слова были понятны, но практически не содержали картинок. Что ж, подумала я, и стала "рисовать" рассказы. Первоначально очень схематично и в черно-белом варианте. Потом захотелось что-то поинтереснее - сделала цветные рассказы. Дальше оказалось, что слов и рассказов недостаточно. Дополнила пособие слоговыми дорожками, где каждый слог обозначается какой-либо картинкой. Можно сказать, что я создавала эти пособия сзади наперед. Начала с рассказов, а закончила слогами и звуками. Потом поняла, что очень не хватает гласных. Сделала пособие и на гласные звуки. Так и появилась серия пособий по коррекции звукопроизношения у детей с моторной алалией. На самом деле, я придумала их на все звуки раннего и позднего онтогенеза. И во всех брала за основу материал из книги Рождественской В. И. Конечно, по ним можно работать с детьми с любыми нарушениями речи, не только с моторной алалией. Хорошо они себя зарекомендовали и в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. С.С. Яворович