5 советов, как научить ребенка считать

    Часто дети, которые пришли в первый класс, слышат от учителей: «Хватит считать на пальцах — ты уже взрослый!». На самом деле — это вполне естественно. Пальцы в этой ситуации являются для малышей своеобразными «помощниками». Ведь процесс перехода от предметного счета к абстрактному не наступает моментально.Чтобы обрести навыки счета, ребенку предстоит пройти определенные этапы. Какую же поддержку оказать малышу на пути к успеху?

    1. Учим цифры

    На этом этапе очень важно заинтересовать малыша. Когда у родителя не получается вызвать интерес, но при этом он навязывает необходимость запомнить информацию, то добиться успеха здесь будет очень сложно. Конечно же, есть способы поскорее познакомить любимое чадо с удивительным миром цифр и счета. Например, сделать так, чтобы в руки иногда попадались цифры в виде фигурок среди игрушек или на картинках. Так постепенно ребенок начнет воспринимать цифры как что-то очень привычное. В процессе игры можно, как бы невзначай, проговаривать цифры и числа, но без принуждения.

    Существует достаточное количество обучающих счету пособий для малышей. Например, набор тетрадей «Веселый счет»поможет легко пройти путь от первых цифр до решения примеров. Ребенок получит игровой опыт, который поможет применять знания на практике. Именно такая основа позволит ему перейти к изучению более сложных тем.

    2.«Один» и «много»

    Это самый первый шаг к освоению счета. Малыши обретают способность отличать отдельный предмет от группы. Если есть понимание, что одна конфета отличается от нескольких конфет, то довольно скоро ребенок начнет различать 2, 3, 4 и 5 конфет.

    Отличный вариант объяснить различие между «один» и «много» — давать небольшие задания в течение дня. Например, попросить сравнить «один» и «много»:

    • «Сколько конфет у нас в коробке: одна или много?»
    • «Сколько уточек на картинке: одна или много?»

    С детьми, которые только начинают отличать понятия «один» и «много», можно поиграть в «Лапочки», в этой игре уровень для начинающих с картами «до 3»: в результате, ребенок быстро перейдет к азам предметного счета.

    3. Учимся считать всё на свете

    Предметный счет — это способность определить, сколько предметов мы видим и назвать их конкретным «именем» — числом, которое соотносится с данным количеством. Навык предметного счета нарабатывается постепенно. К ребенку приходит понимание, что понятие «много» довольно разнообразно. Сначала он осваивает значения: 2 и 3. Затем к ним добавляются 4 и 5, и так далее.

    Одновременно с этим постепенно развивается навык кодирования числа предметов в цифру и слово, которым обозначена эта цифра. Поначалу кодирование занимает определенное время, так как малыш не видит тождества между «• • • •», «4» и «четыре».

    Вам легко будет почувствовать процесс кодирования, если вы запомните цифры от 1 до 9 на китайском языке и сразу же попытаетесь ответить: что больше — «ци» или «сы»? Или попробуйте посчитать от «ба» до «ар» в обратном порядке? Даже если вы знаете, какое слово обозначает каждое из чисел, вам все-равно нужно время, чтобы перевести их на понятный вам язык и только потом ответить на этот вопрос.Как же вызвать у ребенка интерес к предметному счету? Математика для малышей должна быть понятной и наглядной. Каждый раз, когда можно что-то сосчитать, предлагайте ему это делать.

    • В супермаркете: «Давай посчитаем, сколько человек стоит перед нами в очереди?»
    • На прогулке: «Посчитай шишки на полянке?»
    • В гостях: «Сколько чашек у тети на полке?»

    Также очень помогают классические «игры-бродилки». Они помогают отождествлять сразу 3 формы выражения одного и того же числа:

    • число точек на кубике;
    • число шагов, которое проходит фишка после броска кубика;
    • слово, которым обозначается это число.

    В освоении предметного счета также может помочь игра «Лапочки» — для начала в нее можно играть уже с картами до 5. А затем продолжить занятия с игрой «Турбосчет», используя карточки начального уровня сложности. В игре прокачивается математика для малышей, а именно беглый устный счет, сравнение, сложение. Это отличная подготовка к школе для дошкольников.

    4. Числовой ряд

    Представление о том, что количество объектов растет по порядку, наступает не сразу. Сначала малыш запоминает порядковый счет до 10, как стишок, не задумываясь, почему эти слова идут именно в таком порядке. Но в стишке «раз, два, три, четыре, пять» толку мало, так как его не получится применить на практике.

    Чтобы сделать порядковый счет осознанным, важно чаще предлагать малышу по порядку считать все, что подлежит счету, предметы или события, которые выглядят одинаково и / или следуют строго друг за другом:

    • березки по пути в сад;
    • шаги от дома до машины;
    • яблоки, разложенные на столе.

    Объяснить ребенку, как устроен числовой ряд, поможет простая игра:

    • Возьмите 10 конфет и пронумеруйте их маркером.
    • Разложите конфеты по порядку.
    • Затем спрячьте одну из конфет и спросите у малыша, какой конфеты не хватает.
    • Поменяйте конфеты местами и попросите ребенка расставить их по порядку.
    • Перемешайте все машинки и предложите ребенку расставить их по порядку.

    Также полезно давать ребенку задания на сравнение количеств: это поможет понять место каждого числа в числовом ряде без необходимости считать с начала. Можно решать задания на «больше-меньше»:

    • «Две парковки»: на одной 7 машинок, на другой — 8. Где машинок меньше?
    • «Три тарелки»: в одной 8 ягод, в другой — 4, в третьей — 6. В какой тарелке ягод больше всего?

    Уже на этом этапе формируется счет на пальцах. Ведь пальчики — это подсказка, которая всегда «под рукой». Глядя на ладошки, малыш сравнивает количество пальцев с числами: сперва до 5, затем — до 10. Поэтому важно чаще предлагать считать все подряд, особенно в период, когда готовимся к школе.

    В освоении порядкового счета отлично помогут развивающие игры от «Банды умников»!

    «Трафик Джем», в которой дети учатся ориентироваться в числовом ряду от 1 до 50 и осваиваю сравнение двузначных чисел. Все это происходит в веселой соревновательной форме — без принуждения и зубрежки.

    «Котосовы» — игра на счет, логику, внимание и концентрацию. С ней малыши учатся моментально определять количество предметов. Это очень динамичная и компанейская игра, в нее интересно играть всей семьей!

    «Фрукто 10» поможет быстро запомнить состав числа, развивает навык моментально складывать и вычитать, тренирует концентрацию и внимательность. Стиль игры делает процесс легким и веселым.

    «Этажики»позволяет очень быстро понять числовой ряд, порядковый счет и помогает освоить простые математические операции.

    5. Абстрактный счет

    Абстрактный счет подразумевает, что малыш уже не сопоставляет число «пять» с количеством определенных предметов, видя их перед собой. Он уже видел множество «образов» этого числа: пять точек на кубике, пять мячиков, пять пирожков. Чтобы перейти от пальцев к цифрам, ребенку нужен разнообразный опыт предметного счета, чтобы он много раз убедился, что 2+2 — это всегда 4, будь то шарики или машинки. Это позволит перейти к решению простых примеров.

    Осваивая абстрактный счет, малыш также может прибегать к помощи пальцев: сначала показывать исходное значение, а затем добавлять или убирать определенное количество пальцев и пересчитывать результат. Это совершенно нормально, поскольку со временем эта пальчики будут использоваться все реже и реже, пока ребенок автоматически сможет совершать простые операции на сложение и вычитание.

    Развить навыки абстрактного счета помогут такие обучающие игры: «Этажики», «Фрукто 10», «Проныры» и «Турбосчет». А настоящим подарком дошкольнику станет яркая коробочка «Котомаркет», с которой можно учиться считать, играя в любимый магазин!