11 способов научить ребёнка искусству спорить

    В современном мире умение отстаивать свою точку зрения дорогого стоит. Но чтобы этот навык сформировался и укрепился, а по мере взросления только совершенствовался, начинать спорить необходимо с детства. Мы нашли несколько способов, которые точно помогут научить ребёнка спорить с кем угодно.

    Способ №1: Учим искать аргументы

    Умение приводить разумные аргументы помогает человеку быть услышанным и понятым. В первую очередь, следует научить детей доносить информацию, опираясь на факты и логику. Но как объяснить совсем маленькому ребёнку, что такое аргумент? Всё просто. Не стоит на первых порах вдаваться в сложные термины риторики. Достаточно объяснить, что аргумент — это утверждение или доказательство, которое развёрнуто отвечает на вопрос «почему?».

    Например: «Я думаю, что кошка лучше, чем собака. Почему? Первый аргумент — кошка более независима, чем собака. Второй аргумент — за кошкой уход проще. Третий аргумент — кошка умеет мурлыкать». 

    Способ №2: Указываем на нелогичность

    Чтобы научить ребёнка находить именно логичные аргументы, полезно помогать ему эту нелогичность находить. Постепенно он научится отделять конструктив от эмоций. Эмоции — тоже важны, но в споре иногда полезно отложить их на время в сторону. Расскажите ребёнку об этом и приведите понятный пример.

    Способ №3: Учим разделять спор и ссору

    Многие дети в процессе спора начинают скатываться в борьбу. Поэтому важно объяснить ребёнку разницу между дискуссией и ссорой. Спор — это диалог, в ходе которого собеседник (оппонент) хотя бы частично меняет своё мнение, отношение к тому или иному вопросу. Он может быть не согласен с какой-то общей идеей, приводя свои аргументы, но при этом быть согласным с какими-то отдельными доводами. Может быть и такое, что итогом спора будет полное расхождение во мнениях — это тоже нормально. А вот изменят ли мнение собеседника крик, битьё кулаками по столу, топот ногами или обзывательства? Сомнительно. 

    Способ №4: Учим замечать аргументы оппонента

    Эффективный спор — это не только поиск аргументов, но и умение слышать доводы собеседника.

    Важно донести до ребёнка важность разговора и диалога. Спор — это ведь не конкурс, а способ добраться до истины. Поэтому нельзя оскорблять другого человека, критиковать его мнение бездоказательно или игнорировать то, что он говорит. 

    Объясните детям так: «Если ты считаешь, что человек не прав — просто сообщи, что у тебя другое мнение на этот счёт, и постарайся с помощью понятных доводов объяснить свою точку зрения».

    Способ №5: Интересуемся мнением

    Этот способ поможет мамам и папам воспитать настоящего спорщика (в хорошем смысле!). С детьми необходимо не просто общаться, но ещё и как можно чаще спрашивать их мнение по любому вопросу.

    Многих детей называют почемучками, но что, если и родители такими станут? Например: «Почему ты думаешь, что Красная Шапочка не должна была идти через лес? Почему диких животных нельзя держать дома? Какой супергерой самый сильный и почему?» Так вы не только научите ребёнка поддерживать дискуссии, но и поддержите его умение находить и выражать свою точку зрения, искать ответы на интересные ему вопросы и сохранять любознательность и гибкость ума.

    Способ №6: Обсуждайте неоднозначные темы

    Чтобы ребёнок приобрёл навык смотреть на проблему под разными углами и развил критическое мышление, важно не бояться обсуждать с ним неоднозначные темы. Особенно те, где не может быть одного правильного ответа. Вопросы можно сформулировать по прочитанным книгам, по телепередачам, просмотренным фильмам или мультфильмам. Подойдут даже школьные правила! Например, можно порассуждать на тему, надо ли ставить оценки.

    Способ №7: Практикуйте принятие

    Сложно научить эффективно спорить ребёнка, у которого в семье нет культуры принятия. Это значит, что родители или другие родственники то и дело критикуют чужие чувства и мысли, оказывают давление, читают нотации, негативно относятся к конструктивной критике, наказывают за личное мнение, оскорбляют, осуждают или высмеивают. В такой обстановке ребёнку будет проще промолчать, чем высказаться, особенно если его мнение кардинально отличается от мнения большинства.

    Поэтому мамам и папам важно чаще практиковать принятие. Это умение слушать человека и принимать его интересы, мысли, образ мышления, стремления и темперамент. Тогда ребёнок сможет говорить свободно то, что думает, без страха быть наказанным за «вольнодумство».

    Способ №8: Помогаем унять эмоции

    Достойный спор — это не только про слова, но и невербальное выражение своего мнения. Полезно научить детей не горячиться, не кричать, а говорить спокойным тоном, поскольку эмоции — это обычно не аргумент. Несогласие с позицией следует выражать конкретными и корректными доводами.

    Способ №9: Помогаем освоить эвристический подход

    Данный вид аргументации основывается на пережитом опыте, то есть в качестве довода используется пример в духе «со мной уже такое происходило». 

    Для ребёнка эвристический подход может стать одним из самых простых для понимания и воспроизведения: если логическую цепочку построить способен не каждый, то поделиться пережитым опытом сможет любой. Когда ребёнок делится с вами пережитым опытом — здорово вместе порассуждать, когда действительно стоит опираться на прошлое, а когда можно чем-то пренебречь ради новых впечатлений или знаний.

    Способ №11: Используем игровые методы

    Учить ребёнка правильной дискуссии можно и в игровом формате. Особенно такие методы придутся по вкусу дошкольникам:

    Игра «Докажи». Мама или папа предлагают какое-то утверждение («прогулки на свежем воздухе очень полезны», «собака — лучший друг человека»). Побеждает тот, кто приведёт больше аргументов в пользу тезиса.

    Игра «Согласен — не согласен». Родители и дети по очереди предлагают друг другу тезисы («летом всегда хорошая погода», «в темноте читать нельзя», «лучше просыпаться рано, чем поздно»). С утверждением необходимо либо согласиться, либо не согласиться, подобрав весомые аргументы. Лучше всего меняться ролями: сначала выдвигать тезисы ребёнку, а затем соглашаться или не соглашаться с его идеями.