Алёна
    0подписчиков

    100-летие необычной школы

    17.07.2019
    594 просмотра

    В этом году исполняется 100 лет вальдорфской педагогике. Необычная система воспитания всегда вызывала много вопросов и споров. Разбираем, чем вальдорфская школа отличается от традиционной.

    В начале ХХ века владелец табачной фабрики Эмиль Мольт был обеспокоен жалобами своих сотрудников на ситуацию в сфере образования в Германии. В его сознании зародилась идея создания новой школы. В то время философ и педагог Рудольф Штайнер публично высказывал ряд прогрессивных идей, касающихся педагогики. Его методы показывали прекрасные результаты. Фабрикант Эмиль Мольт был вдохновлён идеями Штайнера и предложил ему открыть школу и стать её руководителем. В 1919 году в городе Штутгарте при табачной фабрике «Вальдорф-Астория» было открыто первое учебное заведение. Отсюда и произошло название «вальдóрфская школа». 

    Вальдорфская школа

    Сегодня данная образовательная система получила международное призвание. В мире насчитывается около 1000 школ, 2000 детских садов. В России - 32 школы и 65 детских садов. Большая часть из них являются негосударственными образовательными учреждениями.

    В основе вальдорфской педагогики лежит представление о том, что каждый ребёнок должен развиваться в своём темпе. В оборудовании школы используются только натуральные материалы, ученики сами изготавливают пособия. Обучение начинается с 7 лет и длится 11-12 лет. Школьникам предлагается не заучивать новую информацию, а работать с ней — проводить исследования, наблюдать, устанавливать взаимосвязи. Огромная роль отводится классному учителю. Он является единственным преподавателем первые 7-8 лет обучения и в значительной степени самостоятельно планирует учебный процесс.

    Утро в вальдорфской школе начинается с «главного» или «основного» урока, он длится 1,5-2 часа. Основные предметы преподаются большими учебными периодами, так называемыми «эпохами», при такой подаче материала ребёнок погружается в тему.

    Главным отличием от традиционной школы является отсутствие отметок, что позволяет избавиться от элемента состязательности. Исключение составляют 4, 9 и 11-ые классы — согласно требованиям Министерства образования все учащиеся должны быть аттестованы по обычной шкале баллов. Также оценки выставляются при переводе ребёнка в общеобразовательную школу.

    С первых классов изучают два иностранных языка. Огромное внимание уделяют творчеству и рукоделию:  учатся вязать на спицах, много рисуют, танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах. В школе царит атмосфера любви и заботы, дети с удовольствием посещают занятия. Родители принимают активное участие в школьной жизни: участвуют в концертах и праздниках.

    Несмотря на все вышеперечисленные достоинства, у данной системы образования есть и недостатки. Работа с учебниками минимальна, дети изучают то, что сами записали в рабочей тетради. Здесь не используются компьютеры, планшеты, телевизоры, таких же правил желательно придерживаться и дома. Знания и навыки учеников не совпадают с их ровесниками из других школ. Обучение чтению начинается со второго класса. Из-за отсутствия оценок могут возникнуть трудности с переходом в другую школу, обычно детей переводят на класс ниже. Вальдорфских выпускников можно назвать гуманитариями, им прекрасно подходят творческие профессии. Но вот знаний по математике, физике, химии, необходимых для поступления в технические вузы, может быть недостаточно.

    Однозначного ответа на вопрос, доверять своего малыша таким нестандартным учебным заведениям, пока нет. Каждый родитель должен самостоятельно решить подходит ли данная система обучения его ребёнку.

    Не пропустите новые публикации Алёна