10 книг, которые изменят общество

    В этом году фонд «Нужна помощь», поддерживающий работу сотен благотворительных организаций по всей России, запустил новую линейку книг. В рамках издательской программы под названием «Есть смысл» уже вышло четыре книги, а до конца года выйдут ещё несколько. Лозунг программы — «книги, меняющие действительность». Так что же за изменения нас ждут?

    img

    О программе 

    Издательство фонда уже несколько лет выпускает профессиональную литературу для работников некоммерческих организаций, чтобы создать базу практических знаний, помочь фондам повысить эффективность своей работы. Но этот год стал поворотным: новые книги рассчитаны уже на широкую аудиторию и говорят на темы, актуальные для любого жителя нашей страны. Это и эмоциональное выгорание, и гендерное неравенство, и отношение к людям с ментальными расстройствами, и эйджизм — словом, окружающая нас социальная действительность, не всегда справедливая.

    В программе не только (и не столько) практические руководства, но и художественная литература, мемуары, эссе. Всё, что поднимает неудобные и табуированные вопросы об обществе и его проблемах.

    «Мы надеемся, эти книги будет интересно читать всем, кто любит истории о человеческом подвиге, дающие надежду. Герои оказываются в трудных ситуациях, но находят в себе силы на борьбу. А кто-то понимает, что может теперь помогать и другим, — поясняет издатель Юлия Петропавловская. — Мы хотим, чтобы каждая такая книга стала поводом к обсуждению. Чтобы мы и читатели могли встречаться, делиться впечатлениями от прочитанного, думать о способах сделать нашу действительность чуточку лучше».

    Книга о капитализме с человеческим лицом

    Первая новинка программы — «Капитализм в огне. Как сделать эффективную экономическую систему человечной» гарвардского профессора Ребекки Хендерсон. Она рассказывает о побочных эффектах экономической системы, которая учитывает лишь интересы бизнеса: погоне за прибылью, неравенстве, загрязнении окружающей среды. Хендерсон размышляет о том, может ли капитализм служить обществу. (Ответ — как обычно, «да, но только если...»).

    Книжка вошла в шорт-лист премии Financial Times и McKinsey, положительный отзыв на неё дали экономисты Сергей Гуриев и Константин Сонин. Это очень вдумчивое исследование с подробным разбором кейсов (Nike, Lipton, Walmart, Unilever и других крупных корпораций), в финале которого приходишь к выводу, что как раньше уже больше не получится. В XXI веке бизнесу, если он хочет быть успешным, придётся считаться с интересами общества и помогать решать социальные проблемы.

    Кому на Руси жить хорошо?

    Вторая книга «Подтексты. 15 путешествий по российской глубинке в поисках просвета» Евгении Волунковой погружает читателя в быт социального журналиста. Автор за несколько лет объездила столько российских провинциальных городов и сел, что историй из её профессиональной жизни набралось на 376 страниц. В сборник вошли 15 раздирающих душу репортажей Евгении, в которых маленькие люди ищут и зачастую добиваются справедливости. 

    Чтобы собрать материалы, Волунковой приходилось утопать в карельских болотах, нестись в санях ямальских оленеводов, трястись от холода под роялем на подиуме в деревенском доме культуры. А ещё ей довелось видеть морских котиков на расстоянии вытянутой руки, гладить носы северных оленей, примерять ингушское свадебное платье, водить в школу слабовидящую девочку, ухаживать за пациентами в хосписе, обнимать плачущих от горя людей в разных концах страны, чтобы потом написать тексты, которые меняют судьбы людей, локальных сообществ и даже социальных институтов.

    Каждая история дополнена внутренней кухней авторской работы над репортажами. Но Евгения пускает читателя в свою жизнь, делясь не только закулисьем журналистики, но и личными сомнениями, страхами за себя и своих героев, — и в конечном итоге убеждает нас в том, что изменения к лучшему возможны.

    История той, которая протянула руку без перчатки

    Ещё одна новинка издательства, автобиография «Все мои ребята» американки Рут Кокер Беркс, рассказывает о годах эпидемии ВИЧ в США. В 1980-е Беркс одна из первых проявила заботу о пациентах с ВИЧ-положительным статусом, оставшихся без поддержки своих семёй. Она занималась популяризацией данных о ВИЧ и СПИДе и на собственную зарплату агента по недвижимости ухаживала за больными в терминальной стадии. Рут похоронила более сорока жертв СПИДа на собственном семейном кладбище в Хот-Спрингсе. Во время президентства Билла Клинтона она работала консультантом Белого дома по вопросам ВИЧ/СПИДа.

    В прошлом веке эпидемия обнажила общественные проблемы, которые и сегодня продолжают препятствовать эффективной профилактике и лечению ВИЧ и из-за которых эпидемию так сложно остановить: ксенофобия, невежество и равнодушие. Как пишет в послесловии к книге Сергей Абдурахманов, директор Фонда помощи людям, живущим с ВИЧ «СПИД.ЦЕНТР», книга помогает увидеть беды, с которыми сталкивались люди, живущие с ВИЧ, осознать, что многие из этих бед существуют и сегодня, но и вернуть веру в то, что шаг за шагом мы можем делать жизнь людей с ВИЧ лучше, наконец победить эпидемию.

    Болезненная страсть, которая прикидывается любовью

    Пожалуй, самый тяжёлый текст, пока что опубликованный в «Есть смысл», — роман «Райский сад первой любви», переведённый с китайского языка. Как художественное произведение 17-летней тайваньской писательницы Линь Ихань, да ещё с таким романтичным названием, могло оказаться страшнее и достовернее любого документального исследования?

    Роман повествует о нездоровых отношениях пожилого учителя словесности Ли Гохуа и его 12-летней ученицы Фан Сыци. Однажды учитель предлагает девочке помочь с домашним заданием, и та соглашается. На самом деле он использует Фан Сыци в личных целях: насилует её, вовлекает в любовные утехи. Год за годом, несколько раз в неделю, пока девушка не попадает в психиатрическую больницу. И пока подруга случайно не находит дневник Фан Сыци и ужасающая тайна не обрушивается на неё.

    Считается, что в этом сложном, многоуровневом романе, сотканном из метафор и недосказанностей, Линь Ихань описала то, что происходило с ней на самом деле. Писательница своей книгой открыла глаза сотен тысяч тайваньцев и китайцев на ужасающий масштаб табуированной проблемы — совращения малолетних в школах. Спустя время, не справившись с долгой клинической депрессией, Линь Ихань свела счёты с жизнью. Её роман уже несколько лет не исчезает из рейтинга самых популярных в Китае книг.

    О других новинках, которые издательство опубликует до конца года

    1. «Если бы не ты, то бы и не я» Веры Тихоновой — дневник преодоления утраты. В своей книге Тихонова рассказывает о смерти любимого мужа и делится трогательными зарисовками, которые показывают, как счастливые воспоминания помогают нам пережить потерю самых близких.
    2. «Одной цепью» — сборник прозаических и поэтических произведений о семье от трёх десятков молодых российских авторов. Составленный совместно с кураторами Школы литературных практик, он показывает разные грани современной российской семьи: от патриархальных устоев до ностальгии о советском детстве.
    3. «Больница здорового человека» — медицинские хроники, история одной московской больницы и десятков людей, пришедших бесплатно помогать врачам в начале пандемии. Книга рассказывает о том, как медицинское волонтёрство меняет систему и возвращает в неё заботу о потребностях человека.
    4. «Южный ветер» Дарьи Благовой — внушительное художественное полотно, изображающее замкнутый мир пациентов психоневрологического диспансера, попытку построить мостик между людьми с диагнозами и внешним миром.
    5. «За закрытыми дверями» Татьяны Орловой — своевременное исследование механизмов домашнего насилия: откуда проистекает этот феномен, почему так сложно выбраться из ситуации абьюза, как наше общество может сегодня помочь жертвам и что делать, если сам обнаружил себя в роли агрессора.
    6. «Как любить животных» Генри Манса — научно-популярная работа журналиста Financial Times о том, почему, несмотря на нашу любовь к животным, сегодня наступило, пожалуй, самое трудное для них время за всю историю, как нам включить сострадание и изменить экономику, чтобы перестать эксплуатировать животных.