Япония: счастье в малом и жизнь по правилам

    О деловой поездке в Японию рассказывает Татьяна Владимировна Бакальчук, генеральный директор Wildberries. Эта удивительная страна так действует на восприятие, что даже итоги поездки у Татьяны Владимировны получились в стиле «Записок у изголовья» Сэй Сёнагон — классического произведения японской литературы. 

    Маршрут: Токио, Киото, Нагоя, Токио

    Продолжительность визита — 6 дней

    Это была ознакомительная поездка в составе делегации первых лиц ритейла. Мы должны были посетить несколько интересных японских компаний, посмотреть, как они выстраивают работу с сотрудниками и в принципе, и заодно посмотреть страну. 

    Организатором поездки был Redis Crew, клуб менеджеров ритейла. Изначально они проводили встречи, а потом у одного из директоров появилась идея сделать золотое кольцо российского бизнеса: мы ездили с ними на склад (Wildberries — WB Guru), в «Доброград», в Абрау-Дюрсо, в Удмуртию. А вторая их история — золотое кольцо мирового ритейла: каждый год они ездят в Нью-Йорк на Retail’s Big Show, были в Швейцарии, в Грузии, в Армении, и вот организовали поездку в Японию. 

    У нас было чёткое расписание: прилетели в пятницу, субботу и воскресенье посвятили прогулкам и туризму, а с понедельника начались поездки в компании: в Тойоту, в самый большой магазин Uniqlo, потом в Mitsui (крупнейшая корпорация, которая занимается в том числе форматом комбини, это маленькие магазины «всё в одном») и AEon (это крупнейшая азиатская торговая компания). 

    Токио  

    В Токио мы очень много гуляли, отделившись от общей группы. Первые два дня мы жили в современной части города: небоскрёбы, парки, широкие улицы. Первое время было ощущение, что мы в Нью-Йорке: очень много рекламы, все вагоны метро оклеены рекламой, мы в Москве от этого уже отвыкли. Много рекламных щитов в стиле аниме, даже дорожные знаки с нарисованным полицейским — миленькие. 

    В районе, где мы жили, несколько уровней улиц (такое ещё есть в Шанхае); идёшь, и даже непонятно, на каком ты уровне. Они соединяются эскалаторами, лестницами; в метро можно зайти с разных уровней. Там же проходит железная дорога; установлены ограждения, чтобы никто не упал. 

    Велосипедистов очень мало. Выделенных полос для них нет; ездят по проезжей части. Это более правильно, чем ездить по тротуару; насчёт риска — смотря где. В России да, это рискованно. А когда мы ездили в Италию, то нам говорили: вас будут обгонять машины. Ну, посигналят, отъедешь в сторону, но нет этого ощущения страха. Вероятно, в Японии это происходит похожим образом. 

    Удивило, что нигде не видно больших продуктовых супермаркетов. Может, где-то они есть, но в основном это маленькие магазины-комбини, они стоят на каждом углу. 

    Впервые попробовала мороженое «матя»; горьковато. Я ездила с рёбенком, она фанат Японии, и у неё были определенные чек-пойнты, что надо сделать обязательно: поесть лапшу, уличную еду, и печенье-рыбки тайяки — это как у нас орешки, только с разными начинками. Мы с ней это попробовали; интересно. 

    Ребята, которые с нами ездили, пошли в аптеку за пластырями. Купили самых разных: в Японии бывают лейкопластыри от температуры, от боли в суставах, от комаров. 

    Лейкопластыри

    Общество  

    В Японии всё общественное — широкое, свободное, современное, очень продуманное, а личное — маленькое, незначительное. Наверняка есть слой общества, у которого много жизненного пространства, но его не видно. Среднего класса, каким мы его воспринимаем, там нет. Неважно, какой у тебя достаток, ты живёшь компактно. 

    При этом все стараются жить по правилам, их это не тяготит. За счёт этого всё очень быстро, и везде очень чисто. Говорят, что Токио — один из самых безопасных городов. Не знаю, есть ли у них штрафы; мне кажется, любовь к порядку у японцев на внутреннем уровне. Где-то что-то уберёшь — и система может разрушиться. 

    Если ты видишь, что кто-то убирает, нельзя подходить и помогать: тем самым ты как будто показываешь человеку, что он не нужен. У них есть должность регулировщика дорожного движения; эту работу выполняют обычно пенсионеры. Один или два раза в сутки человек регулирует поток на дороге, тормозит машины или людей; это специальная профессия, он подходит к ней со всей серьёзностью, чувствует себя нужным, важным, частью системы. 

    Японцы легко выстраиваются в очереди. Когда мы стояли в очереди на смотровую площадку, там были женщины, которые помогали туристам выстраиваться в очереди. Нам сказали, что это домохозяйки, они подрабатывают: выполняют важную общественную работу, им за это платят деньги. Если их убрать, у них не будет этой работы, а это нарушение системы, это неправильно. 

    По достижении 65 лет японцы уходят на пенсию. Человека никто не будет выгонять, он может продолжать ходить на работу, но с каждым разом её будет всё меньше и меньше. Таким образом сотруднику косвенно дают понять, что его работу уже делает кто-то другой, а он занимает чужое место. Я слышала, что они в принципе никого не увольняют, а неявно подталкивают, чтобы работник сам понял. Характерная национальная черта, которая трансформировалась в трудовые отношения. 

    Инфраструктура  

    По сравнению с другими странами, куда я ездила, в Японии очень понятная и логичная транспортная система. Можно не знать языка и не уметь говорить, и спокойно ездить в Токио и между городами. Отдельные черты удобства и продуманности есть в разных странах мира: гражданин Евросоюза может легко проходить паспортный контроль, в Москве есть электронные проездные, и так далее. Но у японцев всё это образует единую систему, очень понятную даже иностранцам. 

    Даже еду можно заказать и оплатить в автомате; отдаёшь талончик официанту, заказ приносят. Навигация и покупка билетов устроена тоже очень понятно. На билете написан номер поезда, платформа, вагон, место. На платформе подписаны номера вагона, а сам вагон останавливается точно перед воротами, которые для этого предназначены (платформа закрыта, чтобы никто не упал на рельсы). Всё очень слаженно, чётко, понятно. 

    Жизнь японцев  

    С одной стороны, всё очень продуманно. С другой, люди как будто сами не хотят, чтобы комната была не 15 квадратных метров, а 25; может быть, это не принято. Некий странный социализм: всё должно быть одинаково. Уровень общего благосостояния растёт, личного — нет. 

    Парки устроены так, что внутри не слышишь шум автострады; вероятно, они сажают деревья каким-то особым образом. Выходишь из парка — и сразу слышишь шум. 

    Насчёт того, что японцы всё время улыбаются: они улыбаются, когда у них личный контакт. Я видела, как прощались парень и девушка (не знаю, кем они друг другу приходятся: это могли быть влюблённые, друзья, коллеги или брат с сестрой). У нас люди обычно обнимаются или руки жмут, а они попрощались, потом отошли немного, поклонились друг другу и дальше пошли. 

    Краткие итоги поездки в Японию, или привет Сэй Сёнагон 

    Что я ожидала и получила: 

    • японские туалеты — с музыкой и подогревом, а ещё там прямо в кабинке можно зарядить телефон; 
    • вкусная рыба в суши-барах; 
    • храмы и небоскрёбы, сады камней и парки;
    • идеально чистые улицы; 
    • доведённая до абсолютного совершенства вежливость. Везде. Если вы не знаете, куда идти, незнакомые люди действительно вас водят за ручку; и вслед вам на выходе из магазина действительно кланяются;
    • всевозможные сувениры с любимыми персонажами Миядзаки.

    Чего ожидала, но не получила:

    • зелёный чай!!!! На него я не просто надеялась, а прямо-таки законно рассчитывала! В  результате единственным подобием чая были или пакетики в отелях (видимо, для страждущих вроде меня туристов), или какая-то непонятного цвета жидкость, на вкус напоминающая суп, но никак не чай; 
    • нас предупреждали, что если идёшь на встречу, необходимо соблюдать деловой дресс-код; если оденешься небрежно, в лицо тебе этого никто не скажет, но посчитают невежливым. Не могу сказать, что это так на 100%. 

    Чего я не ожидала, но получила:

    • многоуровневые улицы Токио — в одном месте насчитали 5 этажей; 
    • очень простое, «продуманное для дураков» передвижение в метро и между городами; 
    • киоски с бенто-ланчами; 
    • ощущение счастья, гармонии и мира с собой в городских парках.