Мы уже писали, что можно смело поручать ребёнку с года до шести лет. Продолжаем разговор! Во второй части статьи расскажем, что дети могут делать самостоятельно в возрасте с семи до четырнадцати лет.
В 7-8 лет
Ребёнок может сам:
- разбирать пакет с продуктами;
- сортировать свои вещи для стирки и складывать чистую одежду в шкафу;
- мыть посуду самостоятельно или загружать её в посудомоечную машину;
- сервировать стол (расставлять тарелки, стаканы, блюда, наливать напитки);
- собирать школьный портфель и следить за его наполнением;
- заботиться о домашнем любимце: кормить, поить, гулять, мыть лапы;
- убирать со стола после приёма пищи;
- помогать с готовкой: натереть овощи на тёрке, налить воду в кастрюлю, порезать овощи;
- выносить мусор;
- делать домашнее задание без напоминаний;
- справляться с закрытием и открытием двери, использованием ключей и домофона;
- пользоваться общественным транспортом для посещения школы и дополнительных занятий, руководствуясь знаниями ПДД.
В 9-11 лет
Ребёнок может сам:
- выполнять вышеуказанные действия;
- доставать чистую посуду из посудомоечной машины и расставлять её по местам;
- заботиться о младших братьях или сёстрах (переодеть, погулять, почитать книжку, поиграть);
- застирывать мелкие пятна на одежде;
- следить за чистотой своей уличной обуви;
- пылесосить, протирать полы влажным способом;
- выносить мусор;
- ходить в магазин за покупками;
- составлять список необходимых покупок по просьбе родителей;
- следить за деньгами и сдачей;
- готовить простые блюда (омлет, яичница, салат);
- пришивать пуговицы;
- следить за полной личной гигиеной (стричь себе ногти, менять бельё);
- помогать на даче (поливать растения, собирать опавшие листья с помощью граблей, собирать созревший урожай);
- пользоваться электрическими приборами (чайником, микроволновкой, кухонной плитой, феном).
В 12-14 лет
Ребёнок может сам:
- выполнять вышеуказанные действия;
- совершать покупки без указания родителей;
- следить за личными накоплениями и распоряжаться ими по своему желанию;
- планировать собственный режим дня, учебное и свободное время;
- составлять график уборки в своей комнате или правильно организовывать разделение домашних дел между братьями, сёстрами;
- готовить несложные блюда, следуя простым понятным рецептам (сварить макароны, сварить суп, приготовить полуфабрикат);
- пользоваться стиральной машиной, сушкой;
- стирать свои вещи, гладить их после сушки;
- складывать выстиранную одежду;
- надевать наволочки, пододеяльники на приспособления для сна и застилать матрас простыней;
- выполнять сложные действия по уходу за домашними питомцами (менять наполнитель в лотке, чистить террариум или клетку, менять воду в аквариуме);
- забрать младших братьев или сестёр из детского сада, с продлёнки, дополнительных занятий;
- пользоваться общественным транспортом в своё личное свободное время.
Дети приходят в этот мир беспомощными, и главная задача любого родителя — не окружить их гиперопекой, а дать возможность повзрослеть и стать самостоятельными. Не стоит думать, что дети почти ничего не умеют для своего юного возраста. Многие пункты могут стать для родителей настоящим откровением. В каждом определённом возрастном промежутке ребёнок способен выполнять полезные действия, которые не только облегчат жизнь мамам и папам, но и сделают из чада цельную, дисциплинированную, ответственную личность.