Учимся читать по слогам

    Чтение по слогам — это необходимый детский навык, который рекомендуется развить ещё до школы. Но обучение азам чтения вовсе не такое простое занятие, каким может показаться на первый взгляд. Мы собрали для вас самые ценные рекомендации и лайфхаки.

    К чтению по слогам готов!

    Как понять, что ребёнок наконец-то готов приступить к освоению навыков чтения? Ведь каждый малыш развивается в своём темпе. Как правило, приступать можно уже по достижении трёхлетнего возраста, на большинстве книг указывается именно возраст 3+. Однако это не требование, а лишь рекомендация, поскольку есть дети, которые чуть раньше или чуть позже обретают такую готовность.

    Вот несколько признаков готовности к обучению:

    • ребёнок внятно и чётко проговаривает буквы и слова;
    • ребёнок способен говорить предложениями (не обязательно длинными и распространёнными) и давать ответы на вопросы;
    • ребёнок знает направления (верх, низ, право, лево);
    • ребёнок обладает хотя бы небольшой усидчивостью (15-20 минут достаточно);
    • ребёнок способен хорошо воспринимать информацию на слух, то есть не имеет привычки постоянно переспрашивать или игнорировать вопросы;
    • ребёнок сам проявляет интерес к книгам, чтению, активно просит прочесть ему вывеску или то, что написано на экране телевизора.

    Не обязательно, чтобы чадо имело все вышеупомянутые признаки готовности сразу. Но если большая часть присутствует — можно приступать! В этом случае родители скорее всего не встретят на своем пути препятствий, и малыш с интересом втянется в процесс.

    Этапы обучения элементарным навыкам чтения

    Весь процесс обучения слоговому чтению легко можно разделить на семь этапов. 

    1.  Подбор учебника. Без учебного пособия мамам и папам будет тяжело. Ведь пособие — это не только кладезь базовых текстов, но ещё и прекрасный визуальный материал, развивающий детское воображение, образное мышление и фотографическую память. Лучше всего выбирать книгу или учебник с оформлением, которое нравится малышу. Современные издания выпускают интересные пособия с машинами, динозаврами, животными. Главное, чтобы у пособий был крупный читабельный шрифт и разнообразная подача заданий. Можно приобрести несколько книг сразу, чтобы разнообразить процесс обучения.

    2.  Изучение звуков. Иногда родители сами не понимают, чем буквы отличаются от звуков. Здесь и начинаются проблемы: ребёнок путается, ошибается, теряется. Поэтому мамам и папам при обучении малыша слоговому чтению следует делать упор именно на звуки, а не буквы: в слове «слон» четыре звука: [c], [л], [о], [н] — так их и произносим. Никаких «эс», «эль», «эн»! Сначала следует обучить малыша гласным звукам (А, О, У, Ы, Э), потом твёрдым сонорным согласным (Л, М, Н). Далее уже можно переходить к йотированным гласным, другим твёрдым согласным и шипящим звукам. Иными словами, двигаться следует от простых артикуляционных звуков к сложным.

    3.  Знакомство со слогами. После освоения звуков самое время познакомиться со слогами. Здесь ребёнку следует объяснить, что такое слог и какое он имеет отношение к слову. Полезно рассказать, как делить слоги (сколько в слове гласных, столько в нём и слогов). Конечно, поначалу следует читать простейшие слоги: ма, ру, ко, вы. Лучше всего подкреплять произношение показом карточек, активизирующих детскую зрительную память. Важно объяснить малышу, что слоги хоть и упрощают чтение, но всё слово (например, состоящее из двух, трёх слогов) нужно прочитать в итоге целиком.

    4. Систематическое повторение. У малышей память выборочная, и даже если сегодня ребёнок запомнил весь алфавит, завтра он может забыть ровно половину. Поэтому повторенье — мать ученья! До начала каждого нового занятия следует провести небольшую разминку (в том числе и артикуляционную), чтобы ребёнок вспомнил слоги с прошлого урока. Повторять пройденный материал можно даже на улице: «Что это за слово на вывеске магазина? А как ты прочитаешь этот слог?»

    5. Трудные и редкие слоговые сочетания. Как показывает практика, тяжелее всего детям даются слоги с шипящими и свистящими согласными. Торопить ребёнка не нужно. Здорово будет специально для него подобрать красочные карточки или магнитные буквы, чтобы запоминание проходило без затруднений.

    6. Первые слова. Как только базовый набор слогов усвоен, можно переходить к первым простейшим словам. «Мама», «река», «рама», «молоко». Чтобы закрепить у ребёнка ассоциации, полезно будет использовать иллюстрированные книги с нужными изображениями и подписями. 

    7. Работа над произношением. Отдельное внимание рекомендуется уделить произношению. Лучше сразу исправлять все недочёты в артикуляции, чем потом искоренять их, когда они закрепятся. Поэтому ребёнок всегда должен чётко проговаривать слоги и слова, повторять строго за мамой или за аудиопособиями. Бывает, что малыш просто не понимает, в каком положении должен находиться язык или как сворачивать губы в трубочку. Задача мам и пап — показывать это на личном примере и регулярно тренироваться вместе. 

    Главные родительские помощники

    Как сделать обучение слоговому чтению не только эффективным, но и комфортным для всех участников процесса? Вот список главных помощников:

    • Стимулирование интереса. Никому не хочется без конца монотонно делать одно и то же. Поэтому предоставьте чаду выбор в учебных материалах. Пусть это будут и книжки, и карточки, и магнитные буквы, и меловая доска, и настенные наглядные материалы, и приложения в смартфоне, и специальные обучающие мультфильмы.
    • Поддержка. Желание ребёнка учиться всегда следует хвалить и поощрять. Поэтому детский успех не должен не остаться незамеченным! Можно пообещать малышу, что как только он научится читать по слогам, вы вместе купите ему книгу про его любимых пауков.
    • Мягкость. Конечно, процесс обучения слоговому чтению редко обходится без стресса. Но бесконечные замечания, крики, закатывание глаз и возмущение только демотивируют малыша и в будущем создадут множество проблем.

    Ещё одним важным помощником мам и пап станут, конечно, современные пособия и книги для обучения слоговому чтению. Так как многие их них представляют собой мини-игры, карточки, занимательные рассказы с базовой лексикой, малышу не будет скучно. Напротив, разнообразие учебных материалов только разбудит в ребёнке любопытство и желание поскорее научиться читать.

    1. «Письма для тебя. Я научу тебя читать», Сергей Федин
    2. «Зверопутаница. Собираем картинки, слоги и слова»
    3. «Буквы и слоги» книга-лото
    4. «ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП и ЦАП-ЦАРАП! Складываем буквы в слоги и слова», Елена Бурак
    5. «Буквы, слоги и слова: книжкка с наклейками», Виктория Белых
    6. «Учимся читать слоги. Готовимся к школе», Елена Сатаева
    7. «Стихи, сказки, рассказы для первого чтения»

    Прежде чем начать учить малыша чтению по слогам, убедитесь, что ребёнок к этому действительно готов. Не заставляйте его, не давите, проводите занятия в игровой форме, чтобы вызывать у ребёнка интерес. Двигайтесь от простого к сложному и, конечно, не забывайте об отдыхе — он нужен и родителям и малышу.