Войти

    Мызников А.И.

    0 подписчиков

    Церковный календарь

    02.11.2022
    47

    В Церкви с самых древних веков христианства велись записи дней памяти мучеников, которые вносились в месяцесловы. С течением времени таких памятных дат в месяцесловах становилось все больше, как за счет появления новых святых, так и благодаря тому, что их составители собирали сведения из разных источников.Многие столетия в Русской Православной Церкви вместо календарей, в теперешнем понимании, использовались месяцесловы, которые составляли приложение к богослужебным книгам – Евангелию, Апостолу, Псалтири или представляли собой отдельные святцы. Прообразом современного календаря, в некотором смысле, является Типикон. Разделы Типикона, содержащие месяцеслов с Марковыми главами, пасхалию, описание порядка служб в период пения Триодей и устав о посте, составляют руководство к составлению церковного календаря.В настоящее время календарем называется месяцеслов, составляемый на определенный год с указанием дат подвижных праздников и того, какие дни недели соответствуют числам месяцев года. До появления календаря современного вида, представляющего собой соединение месяце- слова (святцев) и пасхалии, предполагалось, что каждый уставщик в любом храме способен самостоятельно совершить наложение подвижного богослужебного круга на неподвижный для конкретного года. Издатели месяцесловов облегчали эту задачу для читателей следующим образом: во-первых, для того чтобы месяцесловы было удобнее использовать в разные годы, перед каждым числом месяца ставилась вруцелетная буква – для определения того, на какой день недели в каждом году придется искомое число месяца, а во-вторых, в такие издания помещались таблица текущего индиктиона и зрячая пасхалия. Подобные издания могут быть названы месяцесловами с приложением пасхалии.В конце XIX – начале XX века Церковь издавала только месяцесловы, но не календари в современном смысле слова. До сего дня узаконенными церковными месяцесловами являются следующие три, изданные по благословению Святейшего Синода: 1) Месяцеслов всех святых, празднуемых Православною Восточною Церковию. СПб., 1891; 2) Христианский месяцеслов. М., 1900; 3) Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903.С середины XIX века начинают выходить в свет календари частных издателей, первым из которых стал календарь Алексея Алексеевича Гатцука. «Крестный календарь» А. А. Гатцука представляет собой соединение месяцеслова и пасхалии. Так, в «Крестном календаре» на 1913 год можно обнаружить разделы, которые являются привычными и для современного официального церковного календаря.Перед месяцесловной частью в календаре содержится перечень праздников Господских и Богородичных, указания на дни постов и сплошных седмиц, дни поминовения усопших, дни, в которые не совершаются браки. В календаре рядом с числом дня помечаются великие (обозначаются крестом в круге), средние (обозначаются крестом в полукруге) и малые (обозначаются крестом) праздники, а также чествования икон Божией Матери (*), переходящие праздники (о) и царские дни (значок в виде царского венца с крестом).Местночтимые святые и местночтимые иконы Божией Матери выделяются в этих святцах крестом, расположенным непосредственно перед именем святого или именованием иконы Божией Матери в перечне памятей конкретного дня. Святые грузинские обозначаются «груз. Ц.» (Грузинской Церкви), сербские – «серб.». Имена местночтимых святых русских и южных славян (сербов, болгар), не помещенные в «Верном месяцеслове всех русских святых» (М.: Синодальная типография, 1903), напечатаны курсивом. После месяцесловной части календарь содержит алфавитный перечень чудотворных икон Божией Матери, где полужирным шрифтом выделены имена общепочитаемых икон, а курсивным – местночтимых. Далее в календаре напечатан полный алфавитный список святых, упомянутых в месяцеслове «Крестного календаря», с показанием времени их поминовения и значения имен.Появление подобных изданий объяснялось, с одной стороны, желанием создать календарь, доступный для широких слоев общества, а с другой стороны, возможно, уменьшением литургической грамотности духовенства, так как наличие такого календаря избавляло уставщика от необходимости самому отыскивать по пасхалии праздник Пасхи, все зависящие от него даты на каждый конкретный год и рядовые литургийные чтения на каждый день.Если рассмотреть Православный календарь на 1920 год (на обложке – портрет Святейшего Патриарха Тихона), то можно увидеть, что его месяцеслов напоминает месяцеслов календаря А. А. Гатцука, но при этом календарь 1920 года содержит в конце раздел «Богослужебные и другие заметки». В календаре напечатаны рядовые чтения, как в воскресные дни, так и в будни, а также приводятся особые чтения, приуроченные к воспоминаемым событиям и праздникам во имя Господа, Божией Матери, Ангелов и святых.

    В Православном календаре на 1921 год, в отличие от календаря 1920 года, не приводятся рядовые чтения в будние дни, а только в воскресные. Православный календарь на 1922 год (издание Е. Г. Парфенова), в отличие от календарей на 1920 и на 1921 год, напечатан в две краски (воскресные и праздничные дни выделены красным цветом), а богослужебные заметки приведены, хотя еще не под конкретным числом года, но уже не в конце всего календаря, а на листах, относящихся к конкретному месяцу.Календари на 1920, 1921 и 1922 годы содержат алфавитный список имен святых, но в них нет алфавитного списка чудотворных икон Божией Матери. Название календаря на 1923 год (издание Е. Г. Парфенова) дополнено словом «церковный»: Церковный православный календарь (по составу схож с календарем на 1922 год). Календарь на 1928 год (издание А. И. Вознесенского) носит название «Православный церковно-богослужебный календарь». Данный календарь содержит более подробные богослужебные уставные заметки, чем в календарях начала 1920-х годов. Такие же подробные богослужебные заметки содержит и Православный календарь на 1929 год, изданный митрополитом Сергием (Страгородским).В 1931–1935 годах Православный церковный календарь издавался в составе «Журнала Московской Патриархии». Он печатался частями – по несколько календарных месяцев в одном номере журнала.С 1944 года непрерывный выпуск Православного церковного календаря продолжается по сей день. Календарь на 1944 год содержит портрет и краткую биографию Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). В месяцеслове не указаны литургийные чтения, а также не проставлены даты преставления святых. Календарь содержит алфавитный список имен святых и церковно-уставные заметки.В 1945 году впервые в календарях, изданных Московской Патриархией, появляется алфавитный перечень чудотворных икон Божией Матери и фотографии архиереев, а также фотографии «ответственных работников Московской Патриархии» не в епископском сане: Управляющего делами Московской Патриархии, ответственного секретаря редакции ЖМП, ректора и проректора Московского Богословского института.

    Календарь на 1946 год содержит портрет и краткую биографию Святейшего Патриарха Алексия (Симанского). В 1946 году в календаре появляются рядовые литургийные чтения, а на смену разделу «Церковно-уставные заметки» приходит раздел «Богослужебные указания». В 1947 году раздел «Богослужебные указания» увеличивается более чем в два раза, по сравнению с 1946 годом, и составляет уже 27 страниц при общем объеме календаря в 84 страницы.В 1948 году в оформлении календаря появляются фотографии икон и храмов, а раздел «Богослужебные указания» увеличивается до 46 страниц. В связи с выходом в 1949 году «Богослужебных указаний» в виде отдельной книги этот раздел уже не содержится в календаре на 1949 год. Месяцеслов календаря все более приобретает современный вид – литургийные чтения выделены в самостоятельный абзац. В календаре имеется много фотоматериалов, посвященных Юбилейному совещанию Предстоятелей и Представителей Автокефальных Православных Церквей, состоявшемуся в июле 1948 года.В 1952 году в календаре был снова помещен раздел, включавший фотографии епископата Русской Православной Церкви. В 1956 году в месяцеслове календаря появляются цифры после имен некоторых святых, обозначающие год кончины святого или обретения его мощей.6 ноября 1956 года Святейший Патриарх Алексий I благословил создание Богослужебно-календарной комиссии. Открытию комиссии предшествовала деятельность группы богословов, работавших над изданием календаря и «Богослужебных указаний». 2 ноября 1956 года митрополит Николай (Ярушевич, † 1961) писал Патриарху Алексию I: «В процессе составления календаря и «Богослужебных указаний» встали такие вопросы разрешение которых требует не только участия многих специалистов, но и санкции высшей церковной власти. Поэтому я считал бы необходимым учредить постоянно действующую Календарно-богослужебную комиссию при Священном Синоде, которому она должна представлять свои доклады на утверждение». Работу комиссии возглавил святитель-исповедник Афанасий (Сахаров, † 1962). В работе комиссии участвовали: священник П. Соколовский, профессор Н. Д. Успенский, А. И. Георгиевский, священник С. В. Орлов, Д. П. Огицкий, А. В. Ведерников. Подготовку к изданию официального календаря и «Богослужебных указаний» святитель Афанасий (Сахаров) считал основной работой, порученной Богослужебно-календарной комиссии, работавшей под его председательством.Из календарей, изданных в 50-е годы XX века, наиболее примечателен календарь на 1958 год. До 1956 года в Православных церковных календарях издания Московской Патриархии в месяцеслове не было разделения на абзацы в перечне святых и икон Божией Матери, указанных на каждый день. В календаре на 1956 год появляется отдельный (второй) абзац для местночтимых икон Божией Матери, а в 1958 году календарь предваряется обширным предуведомлением, излагающим порядок, в котором расположены сведения под каждым числом в месяцеслове. В этом предуведомлении, составленном с участием святителя Ковровского Афанасия, говорится о том, что имена святых угодников Божиих помещаются по следующим группам: 1) святые вселенские, которым есть службы в Минеях; 2) святые русские, которым есть службы в Минеях; 3) все остальные русские святые в хронологической последовательности; 4) святые вселенские, кроме указанных в первой группе, а также святые южнославянские, грузинские, румынские в хронологической последовательности. Причем о святых, имена которых находятся в 3-й и 4-й группе, сказано, что «в память их не в обязательном порядке, а по желанию верующих могут быть совершаемы службы по Общей Минее». В заключение указываются местночтимые иконы Пресвятой Богородицы.Такое распределение святых по группам оказало влияние на теперешний вид месяцеслова календаря. С начала 1960-х годов структура месяцеслова приобрела тот вид, который сейчас для нас является привычным. После указания праздника или Недели и седмицы по Пятидесятнице, а также гласа Октоиха в первом абзаце рядом с числом месяца приводятся имена вселенских и русских святых, имеющих службу в Минеях или Триодях, а также новопрославленных русских святых и их соборные памяти. Таким образом, первый абзац составлен из двух первых групп (принятых в календаре 1958 года): святые вселенские, которым есть службы в Минеях, и святые русские, которым есть службы в Минеях.

    В последние годы первый абзац обильно пополнялся днями памяти новопрославленных русских святых, в основном новомучеников и исповедников Российских. Во втором абзаце приводятся имена всех остальных святых, память которых приходится на данный день. Причем сначала идут все остальные русские святые в хронологической последовательности, а затем святые вселенские, кроме указанных в первой группе (то есть в первой части первого абзаца), а также святые южнославянские, грузинские, румынские в хронологической последовательности. В третьем абзаце указываются праздники в честь местночтимых икон Божией Матери.

    Для понимания принципа расположения имен святых в нынешнем официальном календаре нужно помнить, что после того как из четырех групп были образованы два абзаца, распределение святых внутри каждого абзаца в основном сохранилось, то есть хронологическая последовательность святых сохраняется не полностью внутри всего абзаца, а только внутри списков святых вселенских и списков святых русских отдельно. Например, 24 января по церковному календарю в первом абзаце помещено имя сначала вселенской святой – преподобной Ксении (V век), а затем русской святой – блаженной Ксении Петербургской (XIX век). Во втором абзаце сначала идут русские святые: святитель Герасим Великопермский, Устьвымский (1441 год), мученик Иоанн Казанский (1529 год) в хронологическом порядке, а затем вселенские святые – мученик Вавила Сицилийский (III век), преподобный Македоний, сирийский пустынник (около 420 года), тоже в хронологическом порядке. Как мы видим, во втором абзаце указаны сначала имена живших в XV–XVI веках русских святых, а затем живших в III–V веках вселенских святых.Через некоторое время после выхода в свет Типикона 1954 года издание «Богослужебных указаний» прекратилось, снова стали печататься уставные заметки в календарях. В 1962–1969 годах уставные заметки помещались не под числом года, а в конце каждого месяца.

    В 1963 году значительно увеличивается количество выделений полужирным шрифтом памятей особо чтимых святых. С 1964 года становится постоянным раздел календаря, включающий в себя фотографии епископата Русской Православной Церкви. В 1967 году на полях месяцеслова размещены прориси 153 икон Божией Матери, а в заставках месяцев – прориси икон двунадесятых праздников.С 1970 года уставные заметки начинают печататься непосредственно под тем днем, к которому они относятся. В 1974 году в календаре помещен список Предстоятелей Автокефальных и Автономных Православных Церквей.

    В 1980 году в календаре был помещен раздел «Поместные Православные Церкви и их Предстоятели», содержащий сведения об истории Поместных и Автономных Православных Церквей и краткие биографические данные их Предстоятелей (данный раздел был помещен в календаре на юбилейный 2000 год, а также в календарях на 2006 и 2007 годы). С 1981 года оформление обложки и макет месяцеслова календаря приобретают современный вид. С 1983 года в календарях помещаются статьи, посвященные 1000-летию Крещения Руси: «Новгород и Псков в истории Русской Православной Церкви» (1983), «Владимиро-Суздальская Русь» (1984), «Московская Русь в истории Русской Православной Церкви» (1985– 1986), «Синодальный период истории Русской Церкви» (1987), «Русская Православная Церковь в период восстановленного Патриаршества» (1988). Календарь на 1988 год посвящен 1000-летию Крещения Руси. С 1989 года происходит возврат к формату (84х108/16), в котором календарь выходил с 1944 года.

    В 1991 году в календаре были впервые помещены почтовые адреса (без указания телефонов) Епархиальных управлений Московского Патриархата, в том числе зарубежных епархий. С 1996 года значительно изменился вид алфавитного списка имен святых – теперь каждый святой представлен в этом списке отдельной строкой, с более подробным указанием сведений о нем. В календаре появился постоянный раздел «Епархии и архиереи Русской Православной Церкви», содержащий почтовые адреса и телефоны Епархиальных управлений, а также краткие сведения об архиереях. В 1997 году появился раздел «Епископат Московского Патриархата (по датам хиротоний)».В 2002–2003 годах в календарь включен раздел «Соборы святых». Календарь на 2002 год пополнен именами святых новомучеников и исповедников Российских, прославленных в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе. В 2004 году в календаре появился раздел «Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви». В 2006 году в календарь включены новые разделы: «Московская Патриархия и Синодальные учреждения Русской Православной Церкви»; жития и прориси святых, юбилейные даты которых будут отмечаться в наступающем году.В последние годы календарь регулярно пополняется именами новопрославленных святых, в основном новомучеников и исповедников Российских, – согласно определениям Священного Синода. Также в календарь включаются имена святых, прославленных братскими Поместными Церквами.Одним из главных источников официальных сведений о почитании, именовании и чине святости того или иного лица является Православный церковный календарь, издаваемый Издательским Советом. В традиции Русской Православной Церкви нарекать крещаемых только в честь тех святых, имена которых содержатся в узаконенных Священноначалием месяцесловах. В настоящее время роль узаконенных святцев во многом выполняет месяцеслов официального календаря.

    Выберите размер

      Давайте к нам в Telegram!

      • Обсуждайте статьи и товары вместе с производителями и поставщиками
      • Участвуйте в опросах и голосованиях
      • Публикуем экспертные статьи и обзоры
      Присоединиться