Становясь Астрид Линдгрен

    Великий детский писатель, прекрасный публицист, яркий общественный деятель, один из самых выдающихся послов детей в мире взрослых и защитников детства... И хорошая мама. Очень хорошая, не смотря на то, что первого ребёнка она отдала чужим людям на три с лишним года сразу после его рождения.

    Астрид Линдгрен

    В одной из телевизионных программ, посвящённой этапам в жизни женщины, Астрид Линдгрен как-то сказала:

    От пятнадцати до двадцати пяти успеваешь прожить примерно четыре разные жизни.

    Что ж, то же самое она могла бы сказать и обо всей своей жизни — за 94 года Астрид Линдгрен сменила немало ролей и узнавать о перипетиях в её судьбе не менее интересно, чем читать о захватывающих приключениях её многочисленных персонажей.

    Вплоть до семидесятилетия Астрид Линдгрен у широкой публики создавалось впечатление, что юная Астрид в семнадцать лет приехала в Стокгольм покорять столицу, отучилась на курсах секретарей-стенографисток, потом устроилась на работу, познакомилась там со Стуре Линдгреном, вышла за него замуж и родила двоих замечательных детей — Лассе и Карин. Когда Карин заболела корью, мама развлекала её придуманными на ходу рассказами о проделках Пеппи Длинныйчулок, а чуть позже, когда сама Астрид была вынуждена вести полулежачий образ жизни из-за вывихнутой лодыжки, эти рассказы обрели плоть в виде значков в её стенографических блокнотах. И отсюда начался безоблачный путь Астрид Линдгрен в Литературу, к всеобщему обожанию и почитанию и признанию её одним из величайших детских писателей...

    Но на самом деле, жизнь этой необыкновенной женщины была вовсе не такой беспечной, и речь не только о тех полных тоски, голода и внутреннего одиночества годах, которые юная Астрид, тогда ещё Эриксон, провела в бесконечных поездках из Стокгольма в Копенгаген — к своему малышу, живущему в приёмной семье на Аллее Надежды — и назад, в холодные объятья нелюбимого города, медленно засасывающего девушку в пучину меланхолии и пессимизма.

    Спустя почти 50 лет, в 1977 году Маргарете Стрёмстедт, первому биографу шведской сказочницы удалось уговорить её рассказать обществу историю рождения Лассе, хотя бы, как писала Маргарет позже, в качестве «реплики к её творчеству, где полно растущих без отцов мальчишек». Но и тогда писательница, по-прежнему оберегая своего уже сильно взрослого сына, ограничилась коротким замечанием: «Я знала, чего хочу и чего не хочу. Ребёнка я хотела, его отца — нет».

    В ноябре 2018 года, ещё сорок с лишнем лет спустя, имя отца Лассе узнал весь мир благодаря фильму «Быть Астрид Линдгрен».

    Некоторые считают, что фильм — откровенный провал, не сумевший ни на йоту раскрыть ни глубину таланта Линдгрен, ни то, какие тёплые на самом деле были отношения между членами её семьи, ни то, как легко и самозабвенно она творила дома и в редакции; режиссёра Перниллу Фишер Кристенсен обвиняли в том, что она, в силу неизжитого к 48 годам юношеского максимализма, сняла скучный, откровенно предсказуемый фильм о шестнадцатилетней, то ли странной непохожей на всех, дурнушке, то ли наивной неопытной деревенской девочке, которая в итоге то ли стала жертвой расчётливого, скуповатого и к тому же уже дважды бывшего женатым работодателя, то ли наоборот бессовестно соблазнила, а потом бросила несчастного влюблённого в неё пятидесятилетнего мужчину, потому что он оказался слишком стар для неё.

    Становясь Астрид Линдгрен«Быть Астрид Линдгрен» (2018 г.)

    Но на самом деле фильм очаровательный, если можно применить такой эпитет к кино. Он — не то, чем его ожидают увидеть зрители, конечно, при условии, что они предварительно не начитались отзывов и спойлеров. Но он — очаровательный и стоит того, чтобы его посмотреть. И подумать.

    Фильм действительно повествует только о трёх-четырёх годах из жизни Астрид Линдгрен, всего лишь о трёх-четырёх годах в самом начале её долгого жизненного пути, но эти годы стали чуть ли не самым сложным и тяжёлым периодом в жизни писательницы — болезненным переживанием, о котором она долго не хотела никому особо рассказывать, и которое во многом определило её творчество и общественные позиции. Астрид Линдгрен как никто другой чувствовала и понимала детей, своими книгами она помогала им взрослеть, находить ответы на сложные вопросы, воспитывала в них благородство и справедливость, сострадание и смекалку, защищала их право на шалости и неудобное для взрослых поведение, смеялась и грустила вместе с ними. А речь, которую писательница произнесла в 1978 году в Германии на вручении ей Премии Мира, потрясла всё просвещённое человечество и послужила тому, что её родная Швеция стала первой в мире страной, запретившей любого рода насилие, в том числе и телесные наказания, по отношению к детям.

    И кто знает, получили ли бы мы трогательных братьев Львиное Сердце, Расмуса и Мио, озорных Пеппи и Эмиля, рассудительных Калле и Брит-Мари, и всех остальных родных нам мальчиков и девочек самых разных возрастов, если бы жизнь Астрид Линдгрен сложилась совсем по-другому?

    В общем, именно поэтому это действительно замечательный фильм, и ему больше всего подходит его название на английском — «Becoming Astrid».