Смартфоны и планшеты: польза или вред?

    Планшеты и смартфоны это универсальные устройства, которые могут занять ребёнка, что особенно актуально для родителей у которых много дел и нет времени, чтобы уделить его своему чаду. Их также часто используют как инструмент «подкупа» ребёнка, чтобы он хорошо себя вёл, сидел спокойно в машине или в коляске, и даже сходил на горшок. С точки зрения психологов, такое использование гаджетов может принести вред.  

    Принято считать, что смартфоны и планшеты отрицательно влияют на развитие и здоровье ребёнка. Особенно на детей младше трёх лет.

    Но если помните, подобные опасения высказывались также относительно телевизора и компьютерных игр. Так какая точка зрения верна? Вредны ли современные гаджеты для ребёнка или наоборот, оказывают на него положительное влияние?

    Приведём  точку зрения экспертов, которые перечислили как положительные, так и отрицательные стороны использования смартфонов и планшетов ребёнком.планшет и дети

    Негативное влияние телефонов и планшетов

    • В первые годы жизни мозг ребёнка развивается очень активно, и малыш лучше усваивает новое, общаясь с людьми, а не с экраном смартфона. Если ребёнок проводит много времени уткнувшись в экран телефона или планшета, это может негативно сказаться на развитии его мозга.
    • Экраны гаджетов отвлекают малыша от общения с родителями, родственниками и другими детьми. Эксперты считают, что это может затормозить языковое, социальное и эмоциональное развитие ребёнка.
    • Также детям необходима физическая активность. Им нужно познавать окружающий мир в активных играх, а не получать знания, сидя с планшетом или смартфоном в руках. Именно поэтому детей младше двух лет не рекомендуется приучать к этим гаджетам.
    • Существует также мнение, что время проведённое за смартфоном может привести к развитию сердечных заболеваний в будущем, так как всё это время ребёнок проводит практически без движения.
    • Малыши лучше обучаются, если они могут потрогать предмет изучения. Если в процесс познания включены все органы чувств, он будет проходить быстрее и продуктивнее. Смартфоны или планшеты могут обеспечить только двухмерное изучение объекта.
    • Исследования показывают, что дети, которым родители  читают электронные книги, хуже понимают прочитанное, нежели те, которым читают обычные книги. Частично это происходит из-за того, что их внимание отвлекается звуками, которые издают электронные устройства (звонки, уведомления). С другой стороны, когда ребёнок изучает, к примеру, слова, запоминание идёт быстрее, если используются интерактивные приложения на смартфонах, а не просто карточки с буквами.
    • Врачи придерживаются мнения, что чрезмерное использование смартфонов влияет на развитие внимания и концентрации ребёнка.
    • Тратя время на планшеты и смартфоны, у ребёнка совсем не остаётся время на другие виды деятельности, да и зачастую у них нет желания делать что-либо другое. Лучше им вместо этого играть на свежем воздухе, читать, заниматься каким-нибудь хобби.
    • Дети, засыпающие рядом со смартфонами в среднем спять на 20 минут меньше каждую ночь. Это происходит из-за света в синей полосе спектра, который излучается экраном телефона. Он приводит к уменьшению выработки мелатонина, отвечающего за сон.  Если перед сном ребёнок, проводит время за планшетом или смартфоном, у него перегружаются внутренние часы и ему будет тяжелее заснуть. Это приведёт к тому, что ребёнок не выспится и не будет чувствовать себя отдохнувшим.

    Положительное влияние телефонов и планшетов

    • Дети развивают навык использования технологий, что является важным умением в наше время. Технологии будут частью школьного образования, поэтому для ребёнка будет полезно начать разбираться в этой теме с ранних лет. Ваш ребёнок может начать проявлять интерес к тому как всё это работает. К примеру начнёт изучать язык программирования, что принесёт ему в будущем большую пользу.
    • Планшеты и смартфоны дают возможность получать новые знания в развлекательной форме.
    • При правильном подходе современные гаджеты можно использовать для развития у ребёнка социальных навыков. К примеру можно вместе смотреть что-нибудь на планшете или смартфоне, обсуждая то, что он видит на экране или что он делает.
    • Планшеты и смартфоны также могут быть использованы как средство коммуникации. Видеочат с родственниками и друзьями через Скайп или другие приложения помогают ребёнку налаживать  и укреплять родственные связи.

    Как правильно использовать планшеты и смартфоны.

    Чтобы минимизировать негативное влияние и усилить положительное, достаточно следовать следующим правилам использования планшетов и смартфонов. Очень важно сразу приучать ребёнка к этим правилам, чтобы они стали для него привычкой.

    • Превратите процесс использования гаджета не в пассивное времяпрепровождение, а в активное взаимодействие между вами и вашим ребёнком. Реагируйте на то, что происходит на экране смартфона, вместе обсуждайте, обменивайтесь идеями, проводите параллели между тем, что ребёнок изучает и реальной жизнью, обращайте внимание на важные аспекты, вступайте с ним в диалог. Дети лучше всего учатся тогда, когда они активно вовлечены в процесс.
    • Используйте на устройстве родительский контроль. Лучше выбрать наиболее строгий режим, чтобы ребёнок обращался к вам для снятия ограничений. Это позволит вам поговорить о том,  что он делает в Сети и какие ресурсы посещает.
    • Не разрешайте ребёнку сидеть за смартфоном или планшетом на прогулке.
    • Никогда не давайте малышу гаджеты только для того, чтобы он посидел тихо, или чтобы успокоить его.
    • Выбирайте только тот медиа контент, который предназначен для детей.
    • Помните, что чем больше ребёнок сидит за планшетом или смартфоном, тем меньше он проводит время за подвижными играми с другими детьми или за чтением. Соблюдайте баланс.
    • По возможности выбирайте для ребёнка приложения, которые несут не только развлекательный характер, но также познавательный и образовательный.
    • Интерактивные приложения больше вовлекают в работу мозг малыша, нежели просмотр телевизора. Так что если перед вами стоит выбор, чем занять ребёнка — телевизором или интерактивной программой на планшете, лучше выбрать последнее.
    • Дети в возрасте от трёх до восемнадцати лет должны проводить время за планшетом или смартфоном не более двух часов в день. Детям младше двух лет лучше не давать эти девайсы вообще. Также важно контролировать качество и вид контента, которым пользуется ребёнок.
    • Вместе с ребёнком решите сколько времени он будет проводить за экраном девайса, а также какие именно приложения он будет использовать.
    • Придумайте правила использования планшета или смартфона и следите, чтобы ребёнок им следовал. Например, один час чтения, или один час прогулки взамен на один час за планшетом. Или один час в будни и два часа на выходных и т.д.
    • Установите правила, согласно которым есть время, когда нельзя пользоваться гаджетами. К таким относятся, например, время приёма пищи, семейные посиделки, езда на машине.
    • Помните, что ребёнок всегда копирует поведение родителей. Если он видит, что вы сами часто используете смартфон или планшет, он будет делать точно также. Покажите ребёнку, что он для вас важнее, чем смартфон, проводите больше времени со своим крохой, вместе играйте, гуляйте, общайтесь, интересуйтесь его делами.
    • Поощряйте ребёнка на общение с друзьями не только онлайн, но и в реальной жизни.
    • Почаще проводите время вместе со всей семьёй.