Рекомендации по выбору бюджетных аудио-компонентов

    Далеко не все люди погрузились настолько глубоко в дебри аудио, чтобы самостоятельно выбирать разнообразные, довольно дорогие «звуковые» аксессуары. Приобретая акустику, наши клиенты обычно спрашивают, какой усилитель, CD-транспорт, ЦАП, кабель мы могли бы порекомендовать.

    Постараемся коротко, без маркетинговых ужимок ответить не эти насущные вопросы начинающих любителей хорошего звука, и первому уделим внимание УСИЛИТЕЛЮ.

    Сначала определимся с мощностью:

    1) Для полочной акустики достаточно аппарата от 50 до 70 Вт (наши Lamps, Twins, Bubbles)

    2) Для напольных колонок рекомендуются запас от 100 до 200 Вт (Sound Flowers)

    Лучше брать с запасом, делая поправку на то, что производители указывают цифры часто не соответствующие реальности. Да и вообще чем больше мощность тем больше зона в которой усилитель работает с минимальными искажениями.

    Транзисторные или ламповые? На данный момент, наша компания серийно производит акустические системы с динамиком компрессионного типа и фазоинверторным оформлением, наиболее популярный вариант в мире аудио наших времен. Традиционно к такой акустике хорошо подходят транзисторные усилители класса «AB» или современные цифровые класса «D», двухтактная лампа. Наш любимый вариант – усилитель по схеме Сухова версии 2015 года.

    Гибридные устройства, хитрые варианты без ООС (отрицательной обратной связи), транзисторные усилители в чистом классе «А» тяжело рекомендовать с полной уверенностью по причине огромного количества авторских решений, которые часто ведут себя адекватно только с тем типом акустики, для которой их проектировал создатель. Любопытно: до сих пор не утихают споры, какой транзисторный усилитель лучше: сполевиками, на германии или на кремнии?

    Для поклонников лампового звука, которые хотят приобрести нашу акустику, стоит отдать предпочтение схемам выходного каскада типа «Push-Pull», а НЕ однотактным типа «SE». Еще один важный момент – качественная реализация лампового усилителя обычно требует значительно большего вложения средств (массивные силовые, выходные трансформаторы, хорошие лампы), будьте готовы к тратам. Учитывая эксклюзивность данного вида аппаратов и количество интересных кастомных (мастеровых) изделий, опустим список конкретных брэндов.

    Если говорить о личных «транзисторных» предпочтениях, стоит обратить внимание на аппараты от Marantz, NAD, Harman-Kardon, Accuphase. Если Вы затрудняетесь сделать конкретный выбор самостоятельно, то можете обратиться непосредственно к нам, почти всегда в наличии имеются разнообразные варианты, бюджетные и не очень.

    Хочу аналоговый усилитель, а Ваш сделан на микросхемах!

    Друзья, если усилитель на микросхемах, это еще не значит, что он цифровой. Весь вопрос в мелочах. Например, популярные во всем мире чипы TDA7294 и LM3886 - это самые обычные транзисторы, которые «спрятали» в компактный корпус и получили в результате нагреватель воздуха класса AB. Качество звука в данном случае, также довольно сильно зависит от инженера, который проектировал устройство, на одной и той же микросхеме можно сделать достойный аппарат или Microlab-вариант. Сами микросхемы бывают ох какие разные… Хотя не редки случаи, когда хороший инженерный проект портили ужасной промышленной реализацией (качеством деталей, монтажа, плохой трассировкой). Кстати про усилители на нашем сайте есть отдельная статья «Почему колонкам нужен усилитель?».

    Сопротивление 4 или 8 Ом: насколько это критично?

    Для полноценной работы 4-омных АС, вне зависимости от типа усилителя, желательно упоминание производителем в паспорте о поддержке сопротивления 4 Ом. Иногда сопротивление «переключается», пультом или отверткой, зависит от аппарата. Возможна работа с аппаратами, рассчитанными на 8 Ом, качество звука едва ли будет отличаться от оптимального варианта в худшую сторону. В случае такого несимметричного подключения НЕ рекомендуется поднимать громкость более 60-70 процентов от общего уровня, так будет безопаснее для усилителя. Наличие выхода идентичного акустике по сопротивлению, для лампового усилителя является строго обязательным. Оценивать качество звука акустической системы по сопротивлению в паспорте - странное занятие, но в остальном против Ома нет приема.

    Коммутация, межблочные и акустические кабели

    Межблочные кабели коммутируют сигнал линейного уровня, т.е. низкого. Спикерный или акустический кабель используется для подключения пассивных колонок, по нему передается мощный сигнал.

    Не спешите бежать в магазин за толстыми, лоснящимися змеями от таких грандов как Van Den Hul, Nordost, Cardas, Bluenote, DaVinci, Oyaide. Скорее всего, для вашей акустики подойдет многожильный акустический кабель Netko бескислородной меди с сечением 2.5мм. В этих простых словах кроется некоторая хитрость: большинство катушек с акустическим кабелем, которые мы видим в магазине, на самом деле скрывают в своих витках не медные жилы, а покрытый медью алюминий с надписями «professional OFC acoustic cable».

    Кашу маслом не испортишь, но стоит помнить, что ограничивающим фактором при экспериментах с толщиной кабеля могут служить клеммы, поэтому НЕ рекомендуется выбирать образцы, сечение которых исключает возможность надеть на них коннектор типа «банан» (более 6мм*2).

    С межблочными кабелями ситуация более сложная, точнее проверить добротность исполнения конкретного образца для человека, слабо ориентирующегося в вопросе, довольно тяжело. Положительная сторона заключается в том, что купить оный за «недорого» вполне реально. Правильным примером может служить межблочный RCA кабель нашего производства: качественные разъемы, низкая емкость, очень хорошее экранирование, посеребренная «oxygen free» медь, хотя среди конкурентов высшей ценовой категории также можно найти немало интересных вариантов.

    Цифровые (SPDIF) и сетевые кабели выбирайте, исходя из принципа «необходимо и достаточно», нагнетать эзотерику почти бессмысленно, 1000$ за сетевой кабель и 500$ за предохранитель это явный перебор. Есть в кабеле звук или нет большой вопрос, но приобретать откровенный брак, класса «комплект от караоке» тоже не стоит. Качественный кабель, неважно межблочный или сетевой не может стоить совсем дешево, у нас есть отдельная статья на эту тему.

    Источники сигнала: CD, DAC, или «Винил»?

    Выбор источника сигнала связан во многом со стилем жизни, который вы ведете. Если прослушивание музыки для Вас - это 2-3 священных часа спокойствия в выходные, когда можно отключиться от всяких забот – лучше обратить внимание на CD или виниловый проигрыватель. Вы проводите значительное время за компьютером? Манипуляции с файлами и различные настройки не вызывают вопросов? Тогда для вас открыт широчайший выбор ЦАПов, от сугубо элитарных до маленьких недорогих коробочек китайского производства. Фоновая музыка нужна постоянно, но «качать» или выбирать диски в магазинах нет возможности? На помощь приходят сетевые плееры, они же стримеры, мультимедийные комбайны, которые воспроизводят все, что можно представить в цифровой форме и передать через сеть интернет.

    Перечислять марки ЦАПов нет смысла, так как почти каждый день в длинном списке «цапостроителей» добавляется новый производитель, который вполне себе может делать хорошие штуки по вменяемой цене, ведь желающих много, а «чипов», на которых построены их устройства, ограниченное количество. Выбираем, глядя на независимые сетевые рейтинги и свой бюджет: за что народ активнее голосует рублем, то и лучше в настоящий момент, фавориты в данной категории меняются довольно динамично от сезона к сезону.

    Рынок «кошерных» CD-проигрывателей, напротив, уже поделен следующими грандами: Marantz, Rotel, Cambridge audio, Arcam, Burmester, т.е. круг подозреваемых в хорошем звуке максимально узкий, в чью пользу делать выбор - может решить случай, например распродажа в магазине. Избегайте лишних функций, по возможности отдавайте предпочтение тяжелым корпусам и массивным механизмам транспорта диска.

    При выборе своего первого винилового проигрывателя за вменяемую сумму без стыда и оговорок можно порекомендовать новые аппараты от Audio-Techniсa или даже Pro-Ject. Однажды встав на путь общения с пластинками, вы обязательно сформируете свое мнение, а учитывая разнообразие комбинаций звукоснимателей, шеллов, матов, клэмпов, фонокорректоров и прочего – оно (мнение) обязательно появится.

    Система питания аудио-аппаратуры.

    Кондиционеры питания, они же сетевые фильтры, стабилизаторы, дистрибьюторы и.т.п. Вообще-то все нуждается в хорошем питании, не только любимый кот. От качественного БП в компьютере во многом зависит срок его службы, светодиодные лампы «дохнут» тоже чаще всего из-за дешевого источника тока. Если вы собираете стойку с компонентами высокого класса и стоимости, стоит обязательно задуматься о некоем устройстве поставляющем «чистую» электроэнергию, из которой формируется звук. Самый крутой аудиофильский вариант – специализированные источники бесперебойного питания (ИБП) которые все время держат нагрузку (аппаратуру) на аккумуляторах, постоянно подзаряжаясь (online). Конкретные рекомендации сложно дать, слишком широк ценовой диапазон, от бюджетных Monster Power до заоблачных высот вроде PurePower 2000.

    Примитивнейший выход из положения есть специальный фильтр-дистрибьютор, не «жир» конечно, но лучше чем просто в розетку, стоимость хорошего около 10-15 т.р. Есть интересные отечественные варианты, в каждом крупном городе можно найти на авито пару-тройку предложений, а может и больше. Самое сложное как всегда отделение фактов от эзотерики, внимательно читайте обзоры технарей, прежде чем покупать, чтобы не переплатить за пару варисторов да конденсатор, такое есть и в компьютерном «пилоте». Оборудование, выпущенное для рынка другой страны, часто нуждается в понижающем трансформаторе на 110V, или переключении режима работы блока питания.

    Стойки для акустики, остального оборудования.

    Если у Вас полочная акустика, стоит задуматься о том, чтобы переместить их с тумбочки или табуреток на хорошие засыпные стойки. В подставках часто нуждаются и напольники, которые не «дотягиваются» ВЧ-излучателями до уровня уха. Качество виброразвязки в первую очередь имеет значение для акустических систем, винилового проигрывателя, ставить его на одну поверхность с колонками не лучшая идея.

    По большому счету, стойка под AV-оборудование (проигрыватели-усилители) может быть любого внешнего вида, лишь бы выдерживала массу выбранных аппаратов, обычно производитель указывает предельный вес в расчете на полку, обязательно смотрите. Бывают интересные варианты с интегрированной виброразвязкой, которые правда и стоят намного дороже.

    Вы удивитесь, но продаются даже отдельные подставки для кабеля (читайте статью «сферическое вибробесие в кубе»)! К сожалению, я не принадлежу к кругу людей которые могут отличить звук усилителя на стеклянной стойке от звука того же усилителя на деревянной стойке, так что опять уйду от конкретных рекомендаций, что же до дизайна то тут лишь вопрос вкуса. Если по какой-то причине магазинные образцы Вас не устраивают, есть свои идеи как должна выглядеть стойка – обращайтесь к нам, сделаем на заказ.

    Заключение

    Как Вы уже поняли, делать окончательный выбор за Вас мы не будем, имеется в виду называть конкретные модели, они постоянно меняются, зато полученная информация должна помочь при посещении магазина или пролистывания каталога в интернете. Сложно сказать, где вы встретите выгодное предложение, то ли человек отдает БУ с гарантийным талоном, то ли скидка в магазине хорошая, а может знакомый привезет из другой страны, так что точная марка Вам вряд ли пригодится.

    Расскажу о некоей распространенной ошибке, на личном примере. Давным-давно я накопил денег и приобрел недорогую профессиональную звуковую карту M-Audio Audiophile 2496, для прослушивания музыки. Казалось бы, счастье рядом, но нет, я ждал момента, когда у меня появится акустика получше, кабели потолще, тогда можно и подключать, а до этого поживем на «встроенной», то есть плохой. Глупости!

    Так существуют многие меломаны. Они все время копят, если не на кабели, то на сетевые кондиционеры, элитные конденсаторы, массивные шипы-опоры. Все оно конечно нужные штуки, но с точки зрения рациональности вложения средств в оборудование, можно расположить ценовые акценты в следующем нехитром порядке.

    1. Акустические системы (оказывают наибольшее влияние на звук)

    2. Источник сигнала (приобретение на долгие годы, лучше не экономить)

    3. Усилитель (много вариантов, относительно легко продать и поменять)

    4. Коммутация (хорошего кабеля много не бывает)

    5. Акустическая обработка помещения (может быть и на первом месте)

    6. Виброразвязка (ножки, шипы, подставки)

    7. Прочее (истина где-то рядом)