Психологический практикум: медлительный ребёнок

    Да, мы уже писали про медлительных детей. Но эта статья не совсем обычная — здесь пойдёт речь о небольших играх и упражнениях, которые любой родитель может предложить ребёнку с теми или иными особенностями. Наша новая, практико-ориентированная серия статей будет называться «Психологический практикум».
    Присоединяйтесь!

    Иногда бывает так, что ребёнок собирается в детский сад, ест свою утреннюю кашу, завязывает шнурки или чистит зубы не так быстро, как хотелось бы. Конечно, малыш только учится делать некоторые вещи, поэтому ему нужно время, чтобы отработать какие-то действие до автоматизма. Но что делать, если вы объективно видите, что ваше дитя гораздо медлительнее даже своих ровесников? Разбираемся с причинами и рассказываем об упражнениях, которые займут у родителей не больше 5 -10 минут в день.

    Конечно же, мало кто сможет поспорить с тем, что все люди разные. И это касается не только взрослых, но и детей. У всех разные способности и таланты, разный темперамент. Также кто-то из них шустрый и реактивный, а других называют «капушами» и «мямлями», что, безусловно, неприятно и для самих детей, да и вы как родитель понимаете, что в будущем ему очень пригодится навык владения временем.

    Для вас это может быть сложно ещё и потому, что ребёнку требуется очень много времени на базовые дела. Иногда это не критично, но если от этого страдают ваши собственные планы, то, скорее всего, это раздражает. Однако медлительность вовсе не означает, что ребёнок не сможет стать успешным. С нерасторопностью вполне можно работать и справляться, просто нужен особый подход.

    Почему мой ребёнок медлительный?

    Для начала предлагаем разобраться в возможных причинах детской медлительности:

    Мысли о другом
    Вероятно, быстрота действий и не является коньком вашего ребёнка, но вы замечали, что у него другие таланты. Например, он здорово рисует (что требует огромной усидчивости) или выступает с рассказами и сценками перед другими детьми (что характеризует его, как прекрасного юного оратора с артистическими задатками). Какие-то бытовые дела или другие занятия могут быть просто не интересны вашему чаду. Влиять может и наличие проблем: например, сложно работать, когда у тебя болит живот или на днях случилась ссора в семье.

    Тревожность за результат
    Так бывает и у взрослых: мы часто боимся садиться за новое дело и прокрастинируем, растягивая работу на целый день, когда она могла бы занять от силы пару часов. Причина может крыться в том, что задача кажется заведомо сложной и мы боимся не справиться так, как надо. Если ребёнок часто сталкивается с недовольством взрослых или сверстников по поводу своих действий, то, естественно, он может испытывать страх, что если он что-то сделает не так, то его отругают, накричат или засмеют.

    Неумение концентрироваться
    Если дети до 5 лет в основном запоминают всё механически (новые слова, порядок действий, другие бытовые вещи), то к началу школы им внезапно требуется так называемое произвольное внимание. Это касается ситуаций, когда что-то кажется скучным и неинтересным, но всё равно нужно сосредоточиться, просто потому, что это важно.

    Проблемы с моторикой
    Иногда дети сочетают в себе медлительность с неуклюжестью. Это может быть связано как с мелкой, так и с крупной моторикой. И это тоже совсем не страшно, просто требует развития. Кстати, о способах развития мелкой моторики мы уже немного рассказывали.

    Просто такой склад характера
    Иначе говоря, такой темперамент. Например, у флегматиков в принципе может наблюдаться вялая речь и не самая выразительная мимика. Возможно, вы уже давно замечали, что когда другие дети с трудом могут усидеть на месте, он может часами играть с одной и той же игрушкой или пересматривать один и тот же мультик по двадцатому разу. Таким малышам бывает присуща некоторая настырность и приверженность одним и тем же взглядам, что иногда переходит и во взрослый возраст. В школе, например, они могут быть очень хороши в 1-2 предметах, а на остальные попросту не хватает времени и сил.

    Давай поиграем!

    Теперь переходим к практической части. Для малыша это может быть весёлой игрой, в то время как мама и папа смогут таким образом помочь ему стать чуть расторопнее, при этом не затрачивая слишком много времени.

    Песочные часы
    Что развивает: чувство времени, умение укладываться в поставленные рамки.

    Как играть: для этой игры вы можете выбрать любое действие. Например, возьмём рисование. Вы даёте малышу лист бумаги и просите нарисовать 10 кружочков. Вы можете усложнять задание: скажем, попросите его заштриховать 3, 6 и 8 кружочки. Далее можно вводить разные цвета. Если ребёнок переспрашивает, то скажите, чтобы он рисовал так, как запомнил. Далее засеките время: это может быть одна минута, три или пять, в зависимости от сложности задачи. Постепенно время можно сокращать. Если такую игру сделать регулярной — очень скоро вы заметите разницу в результатах!

    Поиграем в снежки
    Что развивает: координацию движений, помогает добиться ловкости.

    Как играть: да-да, в эти снежки можно играть даже в квартире. Для начала пусть мама или папа сделают сам снежок. Например, это может быть теннисный мячик, обклеенный ватой и перевязанный нитками. Его можно бросать друг другу, ребёнок может подбрасывать его в воздух и ловить, пытаться попасть в какой-нибудь предмет с определённого расстояния (под присмотром родителей, конечно же) или ловить отскакивающий от стены «снежок». Только берегите люстру!

    Меняем скорости
    Что развивает: подвижность, умение переключаться.

    Как играть: пусть ваш ребёнок представит, что он машинка и ему нужно по команде менять скорости. Всего ему доступно 3 режима: бег, шаг и прогулка. Он ходит по кругу и на каждую вашу команду переходит с одной скорости на другую. Режимы можно менять вразнобой и, конечно, варьировать время.

    Гонки на бумаге
    Что развивает: мелкую моторику рук.

    Как играть: возьмите большой лист бумаге и нарисуйте на нём трассу. Она может извиваться в любых направлениях — главное, чтобы она была непростой, имела много поворотов и зигзагов. В одном конце трассы нарисуйте машинку, а в другом — финиш. Вооружите своего юного гонщика фломастером. Его задача — нарисовать путь от старта до конечной точки максимально быстро, не отводя фломастер от бумаги и не заезжая за края трассы. Вы можете также использовать секундомер и с радостью отмечать постепенный прогресс.

    Королевство кривых зеркал
    Что развивает: внимательность, крупную моторику.

    Как играть: пусть ваш ребёнок будет зеркалом. По мере того, как вы в него «смотритесь», вы совершаете разные движения. Они должны быть максимально разнообразными, задействовать разные части тела. Постепенно вы можете ускоряться. Задача вашего ребёнка — скопировать ваши движения как можно ближе к реальности. Мы уверены, можно будет вволю похохотать вместе с ребёнком!

    Что почитать

    Марианна Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей» — выполняя упражнения из этой книги, ваш ребёнок сможет лучше управлять своим временем. Вы можете читать её вместе и по ходу чтения выполнять предложенные занималки. Полученные навыки обязательно пригодятся ему в будущем.
    Большая книжка ходилок, бродилок и лабиринтов — эта книга может стать отличным развлечением для дошкольника, с помощью которой он также сможет развить внимательность. Для решения проблемы медлительности он также может проходить лабиринты на время.