Психологическая готовность ребёнка к школе

    Яркие рюкзаки, белоснежные рубашки и банты, опавшие жёлтые листья по дороге к школе. Так мы вспоминаем свои детские впечатления, рассказывая о них детям. Но это далеко не всё, из чего складывается новый жизненный этап для бывшего дошколёнка. Это ответственный шаг не только для ребёнка, но и для родителя. Как понять, готовы ли ваши дочка или сын к поступлению в первый класс? Предлагаем разобраться в этом вместе.

    Часто, думая о школе, мы все, прежде всего, видим у себя в голове некую идеализированную картинку. Для взрослых это ностальгические воспоминания, уже покрывшиеся слоем пыли и, скорее всего, уже не имеющие много общего с действительностью. Для ребят это ожидания, которые тоже могут оказаться далеки от реальности. 

    Пытаясь вернуться к реальному положению вещей, родители вспоминают о финансовой стороне вопроса: стоимости комплекта тех самых белоснежных бантиков и рубашек, рюкзаков, пеналов и прочих карандашей. Для большинства мам и пап готовность ребёнка к школе измеряется умением читать, писать и считать — говоря языком педагогов, это называется интеллектуальной готовностью к школе.

    А зачем готовиться к школе?

    Здесь обнаруживается обстоятельство, которое многих взрослых удивляет: та самая интеллектуальная готовность — это далеко не всё, что определяет ребёнка, которому уже комфортно учиться в школе. Существуют ещё мотивационный, волевой, коммуникативный и другие компоненты, о которых мы более подробно расскажем ниже. И значение имеет не каждый из них в отдельности, а скорее их совокупность.

    Здесь мамы и папы спросят: «А нужно ли на самом деле так тщательно всё продумывать? Вот в наше время не было никакой готовности к школе, никто о ней не знал. Просто все шли в школу в 7 лет, а кто и в 6, потому что взрослым так было проще. И ничего страшного. Все отучились в школе». Педагоги и детские психологи в ответ на это заявляют, что формирующаяся личность ребёнка, его успешное обучение в школе и выход в «большой мир» представляют собой что-то вроде здания. И очевидно, что для того, чтобы построить красивое и прочное здание, нужно заложить надёжный фундамент. Готовность к школе — это тот самый фундамент.

    Хорошо, а как измерить эту готовность?

    Психологи выделяют несколько аспектов, по которым можно судить, насколько ваш ребёнок готов к поступлению в первый класс. Однако людям, далёким от педагогики, эти названия могут быть знакомы весьма поверхностно или вовсе не знакомы. Давайте посмотрим, что каждый из них собой представляет, а вам задание: поставить галочки напротив тех пунктов, которым ваш ребёнок соответствует.

    Желание ребёнка
    Пожалуй, это самое главное условие. Действительно, во многом успешность начального этапа обучения зависит именно от желания первоклашки учиться, узнавать новое, знакомиться с другими людьми как своего возраста, так и старшими. Это зависит и от ещё одного момента: насколько дошкольник видит себя уже учеником. Здесь некоторые взрослые заметят, что желание не всегда значит много, ведь жизнь вообще состоит далеко не только из приятных событий. Но в том-то и дело, что не каждый день бывает успешным: иногда можно получить плохую оценку, не понять какую-то тему, повздорить с одноклассником или получить замечание от учителя. И позитивный настрой и желание двигаться дальше могут здорово помочь в том, чтобы побороть неудачи. Ведь можно получить двойку, но всё равно не потерять желания идти наутро в школу и покорять новые вершины знаний.

    Контроль над ситуацией
    И не только над внешними обстоятельствами, но и над своими эмоциями, поведением. В отличие от детского сада, в школе появляются чёткие временные рамки, своеобразный тайминг: ребёнок должен не просто отсидеть на уроке заветные 45 минут, но и быть всё это время сосредоточенным, внимательно слушать учителя и выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы он умел адекватно справляться с негативными переживаниями в случае плохой оценки или критики его работы со стороны учителя. Конечно, не без поддержки мам и пап.

    Умение общаться
    А за этим аспектом прячется коммуникативный навык. Дети приходят в школу не только учиться — там  выстраивается львиная доля их социализации. Даже если ваш малыш — интроверт, ему будет гораздо проще влиться в учебный процесс, если он уже умеет решать конфликты с другими ребятами, находить компромиссы в спорных ситуациях и работать в группе. Ну а хорошие друзья всегда могут сделать жизнь чуточку лучше. Что касается взрослых, роль учителя тоже отличается от позиции взрослого, к которому привык дошкольник. Поэтому первоклассник должен понимать иерархию и признавать авторитет педагога.

    Здравая оценка себя
    Постижение нового непременно связано как со взлётами, так и с падениями. Бывшему дошкольнику придётся не только слушать учителя и писать контрольные, но иногда и выступать перед другими детьми, отвечать у доски. Для него в этом плане не должно быть ничего стесняющего: нужно говорить чётко, громко и уверенно. В то же время, никакой путь не бывает сплошь усеян розами, и иногда придётся продираться через тернии. Ваши дочь или сын к моменту поступления в школу должны иметь бзовое представление о своих сильных и слабых сторонах, здраво относиться к неудачам как к нормальной части достижения любой цели, не впадая в панику.

    Умение думать и учиться
    Когда ребёнок идёт в школу, он часто проходит своеобразный экзамен, проверку на то, может ли он написать своё имя, имеет ли какие-то представления об окружающем мире, может ли логически объяснить какие-то события, которые происходят в его детской жизни. И категории «читать-писать-считать» здесь оказываются не настолько важны, как мы привыкли думать — это ваш ребёнок и будет изучать в начальной школе, хотя базовые знания, конечно, приветствуются. Гораздо важнее не уже имеющиеся в голове малыша основы, а готовность узнавать новое, способность концентрироваться, думать и запоминать в моменты, когда того требует педагог.

    Что делать, если ребёнок не готов

    Сентябрь уже на носу, но что делать, если вы понимаете, что ребёнок не соответствует некоторым аспектам? Как поступить, если вы обнаружите это посреди года? Конечно, прекращать обучение вашего малыша уже не нужно, но есть несколько способов немного облегчить процесс.

    Позвольте ребёнку доиграть. Конечно, многие задания в первом классе всё ещё строятся на игровом аспекте, но тем не менее разрыв по сравнению с детским садом может быть ощутимо большим. И если ребёнок не пройдёт этап активной игры сейчас, то он будет пытаться компенсировать это в подростковом или даже взрослом возрасте. Пусть играет в свободное время дома или выполняя небольшие домашние задания.

    Долой перфекционизм. Да, возможно, ваш ребёнок не может выполнить всё упражнение на дом полностью, но может выписать только одну строчку или пример. Пусть домашние задания станут для него тем, что всегда получается: пусть мало, но получается.

    Не загружайте его кружками и секциями. В первом классе домашних заданий может быть немного, поэтому некоторые родители захотят поскорее заняться всесторонним развитием своего юного школьника. Но если он не достаточно готов даже к обычной учёбе, то пока это станет только дополнительным стрессом, который не нужен.

    Марафонский забег. Этот совет именно для родителей: помните, что школа — это не дело одного дня. Не требуйте от своего ребёнка сиюминутных успехов и не ругайте за провалы. Последнее может вызвать стойкое отторжение от учёбы в целом и взрастить комплексы. Покажите, что вы рядом, вы любите ребёнка, даже если он получил тройку, и готовы его поддержать.

    В случае, если вы не справляетесь самостоятельно — обратитесь за психологической помощью!