"Принц Модильяни". Богемный Париж

    Звон бокалов в шумных кабаре, нескончаемые разговоры и кажущаяся праздность бытия. Такую мы воображаем иллюстрацию к слову «богема». Но что скрывается за фасадом нескончаемого праздника и откуда пошло это определение?

    Слово «богема», как ни странно, связано отнюдь не с парижанами. «Les bohemiens» называли цыган, массово населивших Францию в 15 веке. Разгульный образ жизни, мошенничество и воровство – вот что изначально именовалось богемой. Но все изменилось во второй половине 19 века с легкой руки Анри Мюрже. Он написал роман «Сцены из жизни богемы», в котором весьма ярко описал бурную жизнь парижских студентов. Мюрже вовсе не первым ввел в обиход это слово, но популярность понятие приобрело именно благодаря ему. Позже появляется и знаменитая опера Пуччини – «Богема». Либретто по роману Мюрже написали Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

    «Богема есть этап в жизни художника, прелюдия к академическому креслу, больничной койке и савану», - так писал Анри Мюрже.

    Таким образом, появилась новая часть общества - творческая молодежь, которая собиралась в прокуренных кабаках для обсуждения своих идей и взглядов.

    Монмартр и Монпарнас становятся главными районами обитания богемы. Здесь же и места, ставшие культовыми благодаря своим завсегдатаям – кафе «Ротонда», «Мулен Руж», Café De Flore, «Проворный кролик» и многие другие.

    Но как жила на самом деле творческая интеллигенция, пропитанная духом свободы? Многие буквально бродяжничали, скитаясь из одного заведения в другое. Питались в долг, отдавали свои работы за бокал вина, не имели вообще средств к существованию. Но, безусловно, были и те, кто добивался успеха и признания.

    - Что это за история с богемой?
    Джино смотрит на меня изумленно.
    - Ты не знаешь, что такое богема?
    - Опера Пуччини.
    - Да, но что это такое?
    - Цыганская жизнь.
    - Да, и это тоже… Но сегодняшняя богема здесь, в Париже, - что это?
    - Я не знаю, расскажи мне.
    - Это сама парижская жизнь – бедная, свободная, беспорядочная, нонконформистская…
    Мануэль дополняет:
    - Свобода, красота, истина и любовь.
    - Что это означает?
    - Представители богемы живут, основываясь на этих четырех ценностях.

    Этот диалог из романа  «Принц Модильяни» происходит в первый день Модильяни в Париже. Амедео еще совсем не понимает, как устроена творческая жизнь Монпарнаса и, трудно поверить, что скоро он станет неотъемлемой ее частью.

    Итак, кто же входил в богемное окружение Модильяни? Имена исключительно знаковые для мирового искусства - Пикассо, Кокто, Хаим Сутин, Константин Бранкузи, Илья Эренбург и многие другие.

    Особое родство он ощущал с Морисом Утрилло. В них обоих была страсть к саморазрушению на фоне болезней, их взгляды на жизнь во многом совпадали.

    "Спустя лишь пару минут после знакомства я уже чувствую, что он такой же, как я. Это самый гуманный человек из всех, кого я встречал в Париже. Он первый, кто не говорит сразу же об искусстве, работе, течениях, бомонде. Я словно смотрю в зеркало, которое отражает мою невозможность противостоять каждому дню".

    Вместе они вытворяли много безумств, носясь по улицам Парижа, пугая людей и устраивая погромы в кафе.

    Вскоре застенчивый Амедео превращается в Принца Модильяни. Такое прозвище он получил благодаря своему безупречному внешнему виду, одеваясь в вельветовые костюмы и дополняя богемный образ широкополой шляпой.

    «Теперь я знаком практически со всеми значимыми художниками в городе и больше не ощущаю себя чужим. Я учусь и экспериментирую, чтобы понять, если ли смысл оставаться здесь. Я не строю иллюзий».

    Сплоченная компания Модильяни перемещается из одного заведение в другое, вино льется рекой, женщины и гашиш тоже становятся частью эксцентричной жизни.

    « - Амедео Модильяни, итальянец, еврей, пять франков за рисунок…

    Я хожу между столиками «Ротонды», имея при себе листы белой бумаги, карандаш и уголь, и предлагаю посетителям нарисовать для них что-нибудь. Мало кто соглашается, но порой туристам все же интересно понаблюдать за мной во время работы. Некоторые хотят, чтобы я нарисовал их портрет, тогда мы присаживаемся за столик выпить вина за их счет и я прошу их позировать».

    Обратная сторона богемных кутежей – это рисовать туристов за гроши, сидеть в кафе над пустой чашкой, делая вид, что пьешь и питаться в долг раз в несколько дней. Но у Модильяни и это получалось делать с достоинством и стилем.

    Уникальный шарм, талант, утонченность во всем, упорная приверженность своему стилю – все это делало Амедео центром притяжения богемного общества.

    - Амедео, о чем ты думаешь? Ты выглядишь печальным.
    - А у вас нет страха?
    - Страха чего?
    - Вы знаете хотя бы одного художника, скульптора, деятеля искусства, у которого была бы счастливая жизнь?