Плунгян Татьяна
    45подписчиков

    Почему детям важно лениться, бездельничать и ничего не делать?

    23.04.2020
    2.4k просмотров

    Принято считать, что основная задача родителей — максимально вовлечь своих детей в продуктивные дела и выстроить их график так, чтобы они постоянно развивались. С точки зрения устаревших педагогических понятий это звучит логично, ведь на глупости в таком случае просто не остается времени. Но так ли это полезно на самом деле? 

    Современные специалисты уверены: детям жизненно необходимо не только учиться и развиваться, но также периодически бездельничать, лениться и плевать в потолок. Почему же? Давайте разбираться!

    Самодисциплина: друг или враг

    Когда мы говорим о лени и праздном времяпрепровождении, возникает вопрос: «А как же дисциплина? Если позволить ребёнку ничего не делать и бездельничать, разве это не скажется негативно на его характере, складе личности, навыках?» На самом деле всё гораздо сложнее. В большинстве случаев настоящим недругом является именно строгая дисциплина и тотальное отсутствие времени.

    Во многом это связано с тенденцией современного родительства по-максимуму загрузить своих детей. Дошло до того, что сейчас даже грудничков водят на всевозможные развивающие занятия. У детей постарше тем более практически нет возможности избежать такой участи: здесь и танцы, и иностранные языки с трёх лет, и профессиональный спорт, и пение, и рисование. В наши дни тяжело найти ребёнка, который бы ничего не посещал после школы. Более того, если он этого не делает, то его родители нередко подвергаются критике.

    Сложность в том, что в такой обстановке у детей отсутствует возможность выбирать самостоятельно. А родителям кажется, что если записать ребёнка одновременно и на черлидинг, и в кружок шахмат, и на секцию карате, то это воспитает в нём дисциплинированность и повысит его конкурентоспособность среди сверстников.

    Конечно, дисциплинированность, как личностное качество, очень полезно. Оно помогает детям просчитывать время, распределять свои ресурсы, строить день, воспитывать силу воли и выдержку. Но подумайте, что проще: контролировать одну собаку на поводке или целую стаю? То же самое происходит с ребёнком. Школа, уборка дома, кружки, секции, конкурсы, олимпиады… Бывает, что человек не успевает за сверстниками, находится в состоянии перманентного стресса: как всё успеть? Как не огорчить родителей, если что-то не получается? Как сказать маме и папе, что мне не нравится ходить на гимнастику?

    Всё это может формировать у детей тревожные расстройства, апатию, депрессию, навязчивое поведение и действия (компульсии), сниженную концентрацию внимания. И это не говоря о постоянной усталости и связанных с ней физических проявлениях (головные боли, синдром раздражённого кишечника и пр.).

    Не редкость, что у ребёнка, чей день забит под завязку, возрастные кризисы проходят незаметно: негативизм, максимализм и бунтарство почти никак себя не проявляют. Поначалу родители радуются: это же отлично! Но сложности начинаются потом, в постподростковом возрасте: амбиций нет, пытливость ума исчезла, интерес к жизни тоже пропал. Очень часто дети, которых таким образом загружали под завязку, просто ничего не хотят. Особенно ярко это проявляется во время выбора учебного заведения и сдачи выпускных экзаменов. Ему все равно, что сдавать и чем заниматься, лишь бы только родители были довольны (ну или просто отвязались).

    В чём же дело? Всё просто: в отсутствии отдыха. Родители, желающие защитить своих детей от неблагоприятного воздействия, к которому почему-то причисляется и безделье, ограждают их от самих себя. Специалисты утверждают, что связано это с особенностями работы головного мозга, а значит, дело в психофизиологии.

    Ребёнок может обладать огромными знаниями, но если он не найдёт этим знаниям место в реальном жизненном опыте, то все они бессмысленны. А когда ребёнок применяет свои знания на практике и закрепляет их без давления со стороны пап, мам, бабушек, педагогов? Разумеется, во время отдыха и безделья! Когда именно он может выбирать, что ему делать.

    Зачем детям необходимо свободное время

    Для многих родителей лень — это некий незримый враг, с которым необходимо бороться ещё «на подлёте». Но чтобы сохранить своему ребёнку здоровую психику, потребуется пересмотреть эту установку и взглянуть на лень, как на полезного товарища.

    Почему же так важно давать детям время побездельничать? Вот несколько причин:

    • Лень и безделье — это варианты психологического отдыха. Ребёнку всегда нужно «очистить» голову от лишних знаний, суеты, информационного шума, событий, сильных впечатлений. Таким образом успешно снижается детская возбудимость;
    • Ничегонеделание — это возможность вашего сына или дочери побыть наедине с собой, послушать собственные мысли. Например, когда никто со стороны не капает на мозги со своим «Почему ты не думаешь, кем хочешь стать в будущем? Тебе поступать всего через 6 лет!». В тишине и спокойствии ребёнок сможет разобраться со своими чувствами, истинными желаниями и понять, что ему интересно, что его привлекает и заставляет чувствовать себя значимым, важным, полезным. Словом, лень — время для размышлений;
    • Безделье — это релаксация не только мозга, но и тела. Так дети восстанавливают свои энергетические ресурсы, обнуляя физическое напряжение;
    • Ничегонеделание — время фантазий и воображения, когда ребёнок может помечтать и таким образом проработать множество потенциальных ситуаций в будущем. А ещё ленивое времяпрепровождение нередко открывает в детях новые творческие грани и буквально дает забытым детским увлечениям вторую жизнь.

    Существуют мамы и папы, которые даже детский отдых стремятся сделать максимально полезным. Мол, раз уж ты лежишь на кровати весь день, так хоть книжку умную почитай или вот бабушке позвони. Но так делать не нужно! Важно предоставить ребёнку право самому выбрать, чем заниматься (или не заниматься вообще). 

    Возможно, он захочет лежать на диване под пледом, переписываться с друзьями в мессенджере и смотреть смешные видео про котов на YouTube. Может, он захочет принять ванну с резиновым утёнком, которого не доставал с трёхлетнего возраста, прогуляться по парку безо всякой цели или просто поспать. Поддержите ребёнка, чем бы он ни захотел заняться. Поверьте, в этом случае так называемая лень только пойдёт ему на пользу.

    Не пропустите новые публикации Плунгян Татьяна