Пальчиковые игры с детьми

    Наши предки с большим воодушевлением использовали пальчиковые игры для взаимодействия с малышами. И действительно: этот способ развлечь ребёнка не только самый простой, но ещё и очень полезный. Пальчиковые игры — прекрасный педагогический инструмент, позволяющий малышу всесторонне развиваться.

    О чём вообще речь?

    Пальчиковые игры — это мини-игры с детьми, представляющие собой прямое взаимодействие с кистями рук: пальцами, фалангами, ладонями, запястьями. По сути, это даже не игры как таковые, а целый комплекс полезных микроупражнений. В него могут входить:

    • поглаживания;
    • нажатия;
    • круговые и хаотичные движения;
    • массаж (включая различные предметы — кисточки, массажёры, игрушки);
    • лёгкие покалывания;
    • приятная щекотка;
    • сжатие и разжатие кулаков;
    • пощипывания;
    • хлопки.

    Как правило, пальчиковые игры сопровождаются короткими стихами или песенками — дети позитивно на них реагируют и с удовольствием повторяют. Но присутствие ритмического словесного сопровождения не обязательно.

    Как и когда играть с ребёнком

    Специалисты утверждают, что для пальчиковых игр по возрасту нет никаких ограничений. Напротив, чем раньше «внедрить» малыша в такой тип взаимодействия, тем лучше.

    Несмотря на то, что малыши до полугода ещё не до конца понимают речь, они прекрасно улавливают её интонацию и реагируют на тактильную часть пальчиковых игр. Малыши от полугода до года могут пытаться повторить некоторые простые движения за родителями (например, хватательные элементы). Поэтому пальчиковые игры с детьми этой возрастной категории в основном пассивны и направлены на налаживание связи между родителем и ребёнком, построением контакта, и, конечно, массажа рук и пальцев.

    Со второго года жизни дети постепенно начинают сами включаться в пальчиковые игры, становясь их активными участниками. Их можно просить повторять за мамой или папой разные простые действия типа хлопков или сжимания пальцев в кулак. 

    Дети 2-3 лет могут играть в пальчиковые игры самостоятельно и в компании ровесников. В этом возрастном промежутке спектр игр заметно расширяется, поскольку в него добавляется множество движений на ловкость, внимательность и координацию. А повторение ребёнком стихов или песенок отлично стимулирует его речевое развитие и артикуляцию.

    Главное в пальчиковых играх — заниматься с ребёнком в позитивной обстановке, когда оба участника игры в хорошем настроении. Такие мини-игры могут стать прекрасным утренним или вечерним ритуалом. Уделить внимание следует не количеству и длительности игр, а их качеству. Лучше выучить 2-3 пальчиковые игры и выполнять их по 2-3 минуты регулярно, чем один раз в течение получаса сменить множество разных игр, которые трудно запомнить разом и легко выбиться из сил, особенно ребёнку.

    В чём же польза?

    Пользу пальчиковых игр сложно переоценить. Такая игра имеет массу достоинств, она:

    • знакомит детей с разными тактильными ощущениями;
    • развивает мелкую моторику за счёт точечного и общего массажа (особенно при использовании разных предметов — шестигранных карандашей, массажных мячиков, шишек и пр.);
    • укрепляет телесную и эмоциональную связь ребёнка и родителя;
    • развивает слуховое восприятие малыша;
    • разнообразит детскую двигательную активность;
    • развивает детский интеллект (сообразительность, смекалку, ловкость, скорость реакции, память, воображение);
    • снимает эмоциональное напряжение;
    • расширяет детский словарный запас (сначала — пассивный, потом — активный);
    • развивает координацию движений.

    Кстати, ошибочно полагать, будто пальчиковые игры — занятие только для младенцев и детсадовцев. Школьникам тоже полезно регулярно играть в такие игры. Они могут стать идеальной разминкой или отдыхом до уроков или в промежутке между выполнением письменных заданий. Как зарядка, только веселее!

    Варианты пальчиковых игр

    Если общеизвестная «Сорока-ворона» уже малышу надоела, то можно воспользоваться нашим списком других интересных вариантов пальчиковых игр. Импровизация приветствуется!

    Пострайтесь читать или петь вслух с яркой и выраженной эмоциональной интонацией. Дети реагируют не только на текст и движения, но и в большей степени на ваше настроение, вложенное в игру и эмоции, которые вы передаёте. Это помогает ребёнку искренне увлечься занятиями и с удовольствием повторять их с вами регулярно.

    «Пальчики»
    Этот пальчик маленький, (загибаем мизинец)
    Этот пальчик слабенький, (загибаем безымянный)
    Этот пальчик длинненький, (загибаем средний)
    Этот пальчик сильненький, (загибаем указательный)
    Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой)
    Ну а вместе — кулачок! (сжимаем руку в кулаке)

    «Кошка и мышка»
    Вот — кулак, а вот — ладошка. (показываем сжатый кулак и раскрытую ладонь)
    На ладошку села кошка! (опускаем кулак на ладонь)
    И пошла, пошла, пошла… (быстро стучим кулаком по ладони)
    Мышку там она нашла! (хлопаем по ладони)

    «Клён»
    Ветер тихо клён качает, (расставляем широко пальцы)
    Вправо, влево наклоняет… (качаем ладонями из стороны в сторону)
    Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем ладонь вперёд и вниз, а потом назад)
    Зашумел листвою клён. (шевелим пальцами)

    «Торт»
    Тесто ручками помнём, (сжимаем и разжимаем пальцы)
    Сладкий тортик испечём! (двигаем пальцами и ладонями, будто замешивая тесто)
    Сеpединку смажем джемом, (выполняем круговые движения ладонями)
    А верхушку — вкусным кpемом. (трём ладони друг об друга)
    И кокосовою кpошкой
    Мы присыплем торт немножко! (сжимаем и разжимаем пальцы щепоткой)

    «Гномики»
    Жили-были в домике (сжимаем и разжимаем кулаки)
    Маленькие гномики:
    Токи, Пики, Лики, Чики, Мики… (сгибаем и разгибаем пальцы, начиная с мизинца)
    Раз, два, три, четыре, пять! (разгибаем и легко пощипываем каждый палец по очереди)
    Стали гномики стирать: (трём ладони друг об дружку)
    Токи — рубашки, (по очереди загибаем пальцы, постукивая по ним)
    Пики — платочки,
    Лики — штанишки,
    Чики — носочки,
    Мики умницею был —
    Воду гномикам носил.

    «Замок»
    На двери висит замок. (сжимаем пальцы в замок)
    Кто его открыть бы смог? (тянем пальцы в кулаке, пытаясь разжать их)
    Потянули, (тянем замок вверх и вниз)
    Покрутили, (крутим кулаком по часовой и против часовой стрелки)
    Постучали… (трясём и стучим кулаком)
    И открыли! (разжимаем руки)