Нужно ли торопить медленного ребёнка?

    В современном мире ежедневники у людей расписаны важными или срочными делами на месяцы вперёд, постоянно куда-то спешить уже вошло в привычку, которую мы — порой неосознанно, — прививаем и младшему поколению. Детям приходится включаться в «гонку», чтобы успеть в детский сад или школу, дополнительные занятия и по магазинам вместе со взрослыми. Что происходит с ребёнком, которого всё время торопят? Мы посоветовались с психологами и расскажем вам.

    Есть предположения, что будущее поколение обречено жить в мире ещё стремительнее нашего. Но дети в этом смысле отличаются от взрослых и склонны медлить во многих очевидных для нас вещах — по той причине, что у них недостаточно опыта, и то, что мы с вами уже делаем на автомате, для них стоит некоторого труда. Замедленность подобного рода — один из естественных этапов в развитии ребёнка. Например, у малышей от полутора до трёх с половиной лет только развивается мелкая моторика, и задача застегнуть пуговицу или молнию может показаться им действительно сложной.

    Иногда кажется, что ребёнок медлит назло или же назло не понимает, что взрослым надо спешить. Такая реакция родителей особенно естественна в том случае, если однажды ребёнок сделал то же самое действие на порядок быстрее. Здесь важно понимать несколько моментов:

    1) На тот момент у ребёнка было желание справиться с заданием быстрее, но это не значит, что он может и умеет делать так на постоянной основе, если этого желания нет.

    2) То, что один раз он смог собрать свои силы и получить хороший результат, совершенно не гарантирует того, что такая скорость реакций психики и количество внутренней энергии постоянны.

    Почему так медленно?

    Быстрый ребёнок внезапно становится медленным, начиная копошиться в, казалось бы, очевидных для него прежде вещах. Иногда виной этому ответная реакция психики на происходящие в жизни ребёнка перемены — переезд, развод родителей семейные ссоры или конфликты в учёбе. В таком случае с помощью замедленных действий организм пытается бороться с тревожностью. Когда кризисная ситуация пройдёт, станет заметно, что ребёнок снова начал вести себя активно.

    Часто медлительность возникает, как ответ на конкретную неприятную для ребёнка ситуацию. К примеру, если ему не нравится воспитательница в детском саду, то и собираться он туда будет медленнее, чем обычно, чтобы оттянуть нежелательный контакт. Если вы заметили у своего ребёнка подобное поведение, то обязательно постарайтесь выявить причину, которая его беспокоит, и решите, какие меры вы можете предпринять, чтобы её устранить.

    Одним из примеров временного замедления также является ситуация, когда оба родителя очень заняты на работе, но выделяют строго определённое время, чтобы посидеть с детьми за уроками. Так, начиная медленно делать домашнее задание, ребёнок надеется провести с родителями больше времени: даже если они будут на него ругаться, то всё равно останутся рядом, пока уроки не будут сделаны. В такой ситуации можно посоветовать добавить к совместному времяпрепровождению с ребёнком другие занятия — например, прогулки, — чтобы процесс выполнения домашнего задания перестал затягиваться до бесконечности.

    Но, помимо вышеописанных случаев, есть и те, где ребёнок ведёт себя медленнее, чем его сверстники, на постоянной основе. Статистика сообщает, что таких детей около 20% — а это каждый пятый ребёнок в группе детского сада или школьном классе. Нередки ситуации, когда кто-то уже решил пример и болтает на уроке или кидается бумажками, а кто-то не переписал доски и половину этого примера. Взрослые часто пытаются поторопить ребёнка, сказав ему, что все его ждут, и он может быстрее. В реальности всё не совсем так: человеческий темп деятельности в большинстве своём зависит от особенностей строения мозга, а изменить скорость передачи импульсов самостоятельно попросту невозможно. То есть, медленный ребёнок не может быстрее, а если и заставит себя ускориться на короткий промежуток времени, то потом потратит его ещё больше на восстановление сил.

    Что делать?

    Поторапливая ребёнка, вы только замедляете скорость его реакции, поскольку он начинает понимать, что им недовольны, испытывая по этому поводу сильный стресс. Если подобные случаи происходят постоянно, ребёнок начнёт замыкаться в себе. Поверьте, медленные дети и без напоминания знают о том, что они медленные. Находясь под постоянным давлением как со стороны себя, так и со стороны взрослых, они чувствуют себя менее значимыми и успешными. Таким детям необходима помощь специалистов: психолога и педагогов, которые смогут подстроиться под их индивидуальный ритм.

    Ошибочно мнение, что медлительные дети глупее быстрых — они могут всё то же самое, просто за другой промежуток времени. Более того, у них есть и свои преимущества — например, они не склонны принимать излишне эмоциональные и импульсивные решения, а выполненная работа с большой вероятностью будет более качественная и тщательная, чем у ребёнка, который справился с ней быстрее. Это не значит, что кто-то лучше, а кто-то хуже — важно помнить, что у всякого ребёнка есть масса достоинств.

    Для комфортных условий жизни и учёбы родителям нужно обеспечить ребёнка стабильным расписанием. Куда эффективнее будить малыша на полчаса раньше, чтобы он успел собраться в комфортном для него темпе, чем пытаться его поторапливать. Если вы, как быстрый родитель, склонны раздражаться с непривычного темпа, то лучше выйти из комнаты на несколько минут, успокоиться и позволить ему самому определять скорость собственных действий. Также можно заняться во время этого делами по хозяйству или почитать книгу: займите себя чем-нибудь и время пройдёт намного быстрее. В тех ситуациях, когда ребёнок не успел усвоить то, что проходил на уроке, на вас возлагается ответственная миссия предоставить ему возможность доделать задания дома, потратив на это столько времени, сколько ему потребуется.

    Чаще всего с возрастом медлительность детей сходит на нет, и к четвёртому классу ребёнок «выравнивается» по темпу с другими детьми. В случае необходимости помощь могут оказать нейропсихологи, психологи и педагоги.