Нельзя или всё-таки можно? Как достичь понимания с ребёнком

    Всеми родителями движет естественное желание сделать жизнь своих детей безопасной и комфортной. Но почему-то очень часто первой реакцией на действие малыша, которое может нанести кому-то вред или которое просто неудобно для взрослых в этот момент, становится безальтернативный возглас «Нельзя!. .» При этом не всегда ребёнку объясняют причину запрета — кажется, что он ещё слишком мал и не поймёт или просто нет времени на пространные объяснения.

    А между тем, результат подобных запретов неутешительный — ребёнок, учитывая все психологические особенности возраста, делает всего два вывода:

    Первый:
     «Они все плохие: сами делают, а мне не дают». Нельзя трогать чужую собаку, нельзя брать спички, нельзя залезать на стул? При этом ребёнок видит, как мама залезает на стул, чтобы достать что-то с верхней полки, или гладит соседскую собаку…

    Второй:
    «Я — плохой». Ребёнок неосознанно переносит вину на себя. Когда вокруг всё запрещают, он чувствует, что всегда делает что-то не так, что им недовольны, ему не доверяют и не верят в его способности. Впоследствии малыш может настолько невзлюбить какую-то свойственную ему черту — например, громко разговаривать, — и будет пытаться от неё избавиться, чувствовать себя некомфортно от её проявления и закрываться, ломать свой характер.

    Дети воспринимают мир в первую очередь эмоционально, а не логическим путём — и это возрастная особенность их развития. Они очень стараются делать всё, как взрослые, и вместе с ними. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, самостоятельными, умели делать собственный выбор в ситуациях «могу, но не хочу» или «хочу, но сейчас не время», нужно идти им навстречу, даже если что-то получается у них «хуже», чем у нас.

    Несколько советов, чтобы было «Льзя»

    Главное — замените «нельзя» на «можно вот так». На самом деле, оказывается, всё можно, важно только знать, как со «всем этим» обращаться.

    Имеет значение возраст малышей. Если это крохи до 2–3 лет, то предложите альтернативу тому действию, которое хочет совершить ребёнок, или переключите внимание на другой предмет. Хочет рвать книгу — предлагаем рвать бумагу, и лучше цветную, яркую, заодно и моторику поразвиваем.

    В разговоре с малышами тоже  важно  показывать им, а как можно. Хочет «съесть» ботинок? Покажите ему, для чего он нужен и как надевать его на ногу. Конечно, это придётся показывать неоднократно, но дайте же ребёнку время приобрести свой опыт.

    При объяснении, почему в той или иной ситуации, по вашему мнению, стоит поступить по-другому, старайтесь, чтобы эта информация затрагивала больше, чем одно из пяти чувств: осязание, слух, обоняние, вкус, зрение.

    Ребёнку постарше обязательно, просто обязательно нужно объяснить причину запрета максимально точно. Дайте ребёнку возможность самому сделать выводы. Будьте с ним на одной стороне — обсудите спокойно и на равных, почему вы не рекомендуете ходить по лужам в кедах, например. Ребёнок сам предложит вам несколько весомых аргументов. При этом вместе вы придёте к выводу, что по луже очень даже можно ходить, но следует хорошенько подготовиться — надеть красивые резиновые сапоги. Ну а если вдруг так случилось, что ноги всё-таки промокли, то ребёнку важно знать, как дальше справиться с этой ситуацией, чтобы не простудиться, например: пойти домой, снять мокрые носки, положить их на батарею, а самому переодеться в сухое.

    Учитесь не раздражаться, если ребёнок делает что-то, что вам не по нраву, не отдаляйте ребёнка от себя. Естественно, вы не сможете промолчать, если малыш вот уже десять минут стучит над ваших ухом молотком. Обязательно надо сказать, что вам это мешает. Но совершенно необязательно использовать здесь «закрытое нельзя», а можно предложить массу других вариантов: попросить стучать потише, уйти в соседнюю комнату, предложить другую игру или договориться, сколько ещё времени ваш малыш предполагает забивать этот воображаемый гвоздь.

    Потренируйтесь сами придумать несколько «Почему этого нельзя». Если будете честны перед собой, то обнаружите, что в общем-то всё «можно», только в каждом случае есть значимые детали, определение которых поможет достичь желаемого результата.

    И не бойтесь демонстрировать ребёнку даже опасные вещи — зажечь спичку на безопасном расстоянии и поднести её так, чтобы он смог ощутить жар от огня. Собаку гладить, конечно, можно и даже нужно, но обязательно расскажите, что незнакомых собак лучше не гладить, потому что мы не знаем их характера и они могут укусить. Малышу с дивана можно слезать, важно только доползти до края и развернуться, а потом уже свешивать ноги и аккуратно слезать вниз.

    А на стул залезать очень интересно, ведь оттуда можно посмотреть на привычные вещи с новой точки зрения, но только непременно нужно быть осторожным и хорошо держаться, и сначала для безопасности лучше делать это с мамой или папой.

    И вообще, не упускайте случая побольше поговорить с ребёнком, рассказать ему много интересного о том, как всё устроено — ведь от этого напрямую зависит, с каким интересом он будет познавать мир в будущем, его любознательность и успехи.

    Спасибо за помощь в подготовке статьи Марии Крушинской, собственнику Бэби-клуба во Всеволожске и специалисту по работе с детьми.