Ментальная арифметика и с чем её едят

    Многие преподаватели считают, что умение без ошибок и на высокой скорости производить в уме вычисления — главный признак наличия у ребёнка способностей к математике. Сейчас становятся очень популярными образовательные центры, где преподаватели обещают не только научить считать, но и развить творческие способности, раскрытие потенциала каждого ребёнка. Методика, которую они используют в обучении, называется ментальной арифметикой, и, как и всякая методика, она имеет свои достоинства и недостатки. В этой статье мы расскажем, в чём суть методики, и какие подводные камни она содержит.

    Что такое ментальная арифметика?

    Так называют методику быстрого счёта в уме, которая была придумана и разработана специалистами в Китае. Главная её особенность в том, что детей учат считать на специальных счётах родом из Древней Греции — абаке или абакусе. Методика считается новой в России по причине того, что педагогами в нашей стране она стала предлагаться совсем недавно, хотя на самом деле по всему миру она известна уже несколько тысячелетий. Возможно, вы помните такую вещь из детства как русские счёты — это и есть одна из разновидностей абакуса.

    Как это работает?

    Процесс обучения проходит так, что поначалу ребёнок просто передвигает камешки на абакусе, ведя таким образом подсчёт, а через какое-то время учится представлять счёты в уме. Поскольку малыш мыслит сразу и творчески и аналитически, оба его полушария развиваются равномерно и одновременно. По итогам комплекса занятий дети учатся производить операции с шестизначными числами, высчитывать проценты и даже извлекать квадратные корни, делая всё это быстрее калькулятора! Согласитесь, звучит впечатляюще.

    В чём разница между обычной арифметикой и ментальной?

    Главное отличие в том, что в случае с классическим подходом задействованы только слуховая и зрительная память, в то время как ментальная арифметика из-за использования счёт задействует ещё и кинетическую (тактильную), которая, как известно, у детей отлично развита.

    Когда начинать обучение?

    По мнению специалистов, оптимальный возраст начала обучения ментальной арифметике — 4-5 лет. Именно в этот период ребёнок становится достаточно самостоятельным, чтобы понимать, зачем ему учиться. После 6 лет количество нейронных связей снижается и воспринимать информацию становится немного сложнее, так что есть смысл объяснить ребёнку принципы ментальной гимнастики на несколько лет раньше.

    Как проходит обучение?

    Курс, как правило, рассчитан на несколько лет, занятие проходит раз в неделю по одному или два часа. Очень важно обратить внимание на домашние задания, которые для достижения наилучшего результата необходимо выполнять в течение 10-20 минут ежедневно.

    Преимущества метода

    При таком подходе к обучению оказываются задействованы сразу оба полушария головного мозга, так что развиваются логическое мышление, память и воображение, концентрация внимания, умение выполнять несколько дел одновременно и мелкая моторика. У детей улучшается общая успеваемость, они учатся находить решения нестандартных задач.

    Способность быстро посчитать что-то в уме — действительно полезный навык, поскольку очень часто нужно подсчитать стоимость планируемых покупок, проверить, правильно ли выдали сдачу или спланировать личный бюджет. Более того, навыки ментальной арифметики пригодятся всем, кто будет работать в банковской сфере и сфере бизнеса, поскольку они постоянно сталкиваются с большим объёмом чисел.

    Недостатки ментальной арифметики

    Те, кто критикует данную образовательную методику, ссылаются на то, что в результате исследования американских учёных очевидного преимущества ментальной арифметики перед другими методами не обнаружено. При таком методе развивается навык именно устного счёта, а другие математические способности остаются нетронутыми. Есть также вероятность, что умение быстро считать может привести к невнимательности ребёнка или излишней поспешности.

    Оценив плюсы и минусы данной методики, можно сказать, что смысл в ней точно есть, и это не окажется зря потраченным временем. Но важно не переусердствовать в стремлении сделать из ребёнка математического гения и не заменять ментальной арифметикой все другие занятия. Чередуйте её с шахматами, конструкторами или различными кроссвордами, чтобы развивать у детей оба полушария и способствовать их разностороннему развитию.