Малка Вишневецкая: «Дети делятся со мной своими секретами!»

    Сегодня у нас в гостях Малка Вишневецкая — девушка-подросток, которая работает няней на летних каникулах. А кто, как не няня может знать детей настолько же хорошо, насколько знают их родители?! Мы поговорили с Малкой о том, как строилась её работа во время самоизоляции, спросили, как ей удаётся ладить с неразговоричивыми детьми, а ещё узнали, почему она не рассказывает свои секреты детям в ответ на их откровения. 

    Малка, здравствуйте! Давно ли вы являетесь онлайн-няней, и работаете ли вы оффлайн?

    В прошлом году я работала именно оффлайн, приходила домой к детям. Сейчас я работаю онлайн из-за ситуации с коронавирусом, а когда карантин закончится, я буду, скорее всего, снова приезжать к деткам домой.

    Для вас чем-то отличается работа онлайн и оффлайн?

    Мне легче работать с детьми вживую, но, с другой стороны,  чисто практически удобнее работать онлайн, потому что не надо никуда ехать — можно спокойненько сидеть у себя в комнате и что-то делать. В то же время, это сужает круг идей, которые можно воплотить с детьми — по скайпу намного тяжелее рисовать или просто играть в прятки. 

    Как вам лично больше нравится: когда вы приезжаете к ребёнку или когда через скайп с ним общаетесь?

    Для меня большой разницы нет, потому что и то, и другое — это общение. 

    Малка, а чем вам нравится работа с детьми? Она Вас вдохновляет, привлекает, радует?

    Для меня общение с детьми мало отличается от общения со своими ровесниками, потому что я не делю людей по возрасту. Мне действительно это интересно — рассказывать им что-то, делиться с ними, что-то делать вместе. 

    А есть у вас какое-то самое яркое впечатление или воспоминание о вашей работе няней?

    В прошлом году я работала на постоянной основе в одной семье:  нужно было учить писать и читать пятилетнего мальчика. Он несколько дней отказывался учиться. Я помню, что сидела, смотрела вдаль и просто вслух размышляла специально для него: «Ты знаешь, мне кажется, если бы я в твоём возрасте уже умела так хорошо читать, то моя жизнь наверное была бы очень интересной». У меня не было цели впихнуть в него эти знания, я просто говорила с ним по-дружески. Тогда я почувствовала себя каким-то мастером-психологом, который вдохновляет людей.

    А как вы думаете, какая суперсила пригодилась бы няне или, может быть, вам лично для общения с детьми?

    Наверное, умение доставать вещи из воздуха. Например, нужно быстро достать какую-нибудь ручку или лист тетрадный, чтобы порисовать или пластилин, чтобы слепить что-нибудь забавное. 

    Типа ты щёлкнул пальцами, и у тебя в руках оказалось что-то?

    Да, игрушка, например, или ещё что-то полезное.

    Как вам кажется, отличается ли реакция детей на ваше появление в скайпе от вашего живого визита к ним домой?

    Да, чем-то отличается: скажем, у ребёнка в руках какая-то игрушка, и онлайн я не всегда могу её увидеть. Приходится настраивать визуальный и аудио-контакт. В онлайне встречи проходят чуть более неловко, но этот барьер быстро разрушается во время общения.

    Как вы справляетесь, если вам трудно выстроить контакт с ребёнком? Или у вас пока такого не было?

    Бывают разные ситуации: например, была девочка, которая говорила: «А вот я стесняюсь». Я сначала посидела, помолчала, подумала, а потом говорю: 

    Как ты думаешь, что значит стесняться?

    — Это значит, что я боюсь.

    — А ты меня боишься?

    — Ну, не очень, но всё равно как-то страшно

    — Ну, я думаю, ничего страшного не случится, если мы с тобой пообщаемся?

    Так проблема и решилась.

    То есть бывают дети, которые стесняются или переживают по поводу чего-то?

    Да. В таком случае я спрашиваю: «А почему?». Поскольку дети обычно не знают причин, то я говорю, что ничего опасного не случится. Предлагаю им просто попробовать. И они соглашаются.

    Дети вам часто доверяют какие-то свои секреты, беспокойства?

    Беспокойства — нет: обычно для этого есть родители. А секреты — да. Например, мне какая-нибудь девочка говорит: «Малка, хочешь я тебе расскажу секрет? У меня в классе есть мальчик, и он мне нравится». Это очень мило и приятно, конечно.

    А вы с ними делитесь какими-то своими секретами, которые можете рассказать, конечно? Или это скорее односторонний процесс?

    Наверное, всё-таки нет, потому что большинство каких-то моих секретов им просто будут непонятны и неинтересны. 

    Общаетесь ли вы с родителями детей перед тем, как вас «допускают к ребёнку» и как это происходит?

    Чаще всего я общаюсь с родителями, когда договариваюсь о встрече, в переписке или во время созвона. А когда я прихожу к малышу, родитель просто сидит рядом с ребёнком пару минут и смотрит, как я с ним знакомлюсь. А потом уходит. 

    Получается, что вам поручают не всегда только играть с ребенком, а ещё учить его письму, особенно оффлайн? Или, может быть, таблице умножения или ещё чему-то? 

    Такое бывает, но обычно нет такой жёсткой задачи. Скажем так, добровольно. Но я в любом случае стараюсь выполнить даже условную задачу.

    А в какие игры вам лично больше всего нравится с детьми играть?

    Ну, в какие-нибудь разговорные, достаточно простые: например, в слова, в города, или, например, мне очень нравится играть с детьми в крестики-нолики. Но в таких играх я себе не позволяю проигрывать: играю всерьёз. И потом, если дети проигрывают, я предлагаю им раскрыть свой секрет победы. У меня правда есть такая секретная технология, которая практически всегда беспроигрышная. Для них это приятный момент. 

    Бывает, что вы  поддаётесь ребёнку?

    Если играем в слова или города, я могу что-нибудь подсказать. Или иногда я включаю презентацию экрана и просто ищу картинки «найди 10 отличий», даю их ребёнку. Если он долго смотрит и не может найти, то я могу подсказать ему, куда направить взгляд.

    Вы как-то придумываете заранее, чем вы будете с ребёнком заниматься, или это спонтанно обычно происходит?

    У меня есть набор вещей — некая база. Это то, чем в теории мы можем заняться. Но обычно я подстраиваюсь под ситуацию. 

    У вас на видео очень много чудесных игрушек, которые вы детям показываете. Есть ли что-то ещё, что вы используете в процессе общения?

    Да, конечно, мы можем, несмотря на все трудности, вместе рисовать или, опять же, поиграть в «найди 10 отличий». Мы можем что-то мастерить — это детям всегда очень нравится. Иногда придумываем всяких существ: какого-нибудь там енота-кота или индоутку. Развлекаемся, как можем!

    Вы планируете продолжать работать няней и дальше? 

    Да. Это моя работа, но также это просто очень интересная вещь для меня. Я собираюсь и дальше так работать каждое лето, я надеюсь. 

    А во время учёбы вы не берете детей?

    Во время учёбы я не могу оставаться с детьми. У меня очень плотный график в школе, иногда занятия до 10 часов вечера. 

    Как вы считаете, Малка, какие личные качества помогают вам в общении и игре с детьми?

    Хорошее воображение, непосредственность, говорливость: если надо какую-то неловкую паузу заткнуть, то я могу её как-то непринуждённо разнообразить. У меня восприятие разных вещей с детьми похожее. 

    Как вы думаете, дети довольны тем, как вы играете с ними и проводите время? Бывали у вас какие-то отзывы от детей? 

    Учитывая то, что они постоянно возвращаются, и мне родители пишут, то да. И вообще говорят: «Мне очень весело с тобой общаться» или «А у меня была раньше няня, которая мне не нравилась, а вот ты классная». Да, такое тоже было.

    А если бы вы учили других нянь, какой главный принцип Вы бы им рассказали? Какой главный секрет работы няней?

    Наверное, не пытаться стать каким-то авторитетом, потому что няня — это  всё-таки друг. Не нужно строить из себя учителя. Мне кажется, учитель и няня — это принципиально разные роли. 

    И последний вопрос — как вы считаете, что каждому взрослому нужно знать про детей?

    Дети умнее, чем кажутся. Они в большинстве своем понимают всё, просто поверхностно. Но, тем не менее, это не значит, что их нельзя воспринимать всерьёз.