МАК и денежный сценарий

    Сегодня мы расскажем о технике корректировки отношений с деньгами. Покажем технику на примере нашей работы с клиенткой.

    img

    Мы будем использовать колоду“Лики детства”.

    То, как мы сейчас относимся к деньгам и обращаемся с ними идет из нашего детства. На основе родительских посланий, на основе наблюдений за окружением, на основе нашего собственного опыта мы принимает определенные неосознанные решения: Как мы относимся к деньгам, что деньги собой представляют, как правильно с ними обращаться.

    Цель техники- выявление и корректировка финансового сценария.

    Итак, анамнез:

    клиентка, назовем ее Натальей. 33 года. Работает преподавателем английского, совмещая частную занятость и работу на курсах иностранных языков. Своим финансовым положением не довольна. Жалуется на отсутствие стабильности и предсказуемости - “то густо, то пусто”. Когда совсем нет - они, по словам клиентки “как-то приходят”. В целом финансовая сфера для Натальи не поддается управлению, прогнозированию и влиянию - но кредитов и долгов нет, и на жизнь хватает.

    В этой технике мы работаем с клиентом в открытую.

    Шаг 1: Определяем детский опыт и детские решения

    Мы предлагаем Наталье вспомнить себя ребенком - в том возрасте, в котором захочется. И просим ее выбрать в открытую две карты из колоды “Лики Детства”.

    Карта 1: Первая карта - это ответ на вопрос: Какие чувства я испытывала, когда была ребенком, в отношении денег в семье? Как я ощущала деньги и себя?

    Наталья выбирает следующую карту:

    img

    Просим Наталью описать карту, опираясь на вопросы:

    - Что я вижу на этой карте? Сколько мне тут лет? Что я чувствует? Почему я так себя чувствую? Что бы мне тогда хотелось? О чем я думаю? Какое решение я принимаю?

    Наталья вспоминает себя в музыкальной школе, на сцене за пианино, на отчетном концерте. Ей тут лет 9. Ее мама сидит в зале, в деловом костюме из трикотажа, с наспех накрашенными губами, в изношенных полусапогах, в смешной фетровой модельной шляпке, которую не снимала даже заходя в помещение.

    Она прибежала смотреть на выступление дочери с работы: постоянно в спешке, отпрашиваясь у директора, стараясь успеть везде, зарабатывать деньги, чтобы они с сестрой могли учиться и одеваться. Мама тратила на себя лично очень мало денег, и вообще внешности уделяла совсем мало внимания.

    Наталья чувствует смесь радости, что мама умудрилась убежать с работы и пришла на выступление, и жалость к ней - как будто она недостаточно солидная, обеспеченная, холеная по сравнению с другими родителями. Она думает, что маме было бы здорово купить другой костюм и снять шляпку. Она знает, что после концерта они с мамой пойдут в Макдоналдс или купят ей какую-то игрушку. Наталья принимает несколько решений в этот момент:

    - Она решает, что если деньги зарабатывать, то становишься загнанной, потерянной как женщина, не привлекательной как женщина, уставшей.

    - Она также решает, что когда делаешь что-то хорошо, что от тебя ожидают, например играешь без ошибок произведение, то тебе дают приятные блага после.

    Мы просим Наталью продолжить погружение в детство и вспомнить какое-то яркое событие, связанное со сферой денег.

    Вопрос, на который мы предлагаем ей ответить:

    Карта 2: Какой картой я выражаю яркое воспоминание в отношении денег, материальных ценностей, богатства, которое осталось в памяти? Что случилось и почему это запомнилось? Как я тогда себя ощущала?

    Наталья выбирает эту карту:

    img

    Снова просим ее описать, что она видит на этой карте и как эта карта соотносится с ее опытом, воспоминанием?

    Наталья вспоминает, как папа принес первый мобильный телефон в их семью. Он был куплен на блошином рынке, подержанный, большой и с длинной антенной, которая выдвигалась вверх. Она взяла этот телефон с собой на школьную экскурсию. В автобусе она достала его, чтобы позвонить родным. Было внутреннее чувство неловкости - а достаточно ли телефон или сама Наталья хороши? Но любопытство к новой вещи было сильнее. В этот момент к ней подошел одноклассник из обеспеченной семьи, попросил показать телефон. И начал громко смеяться, что телефон стар, и говорить что-то про бедность. Другие одноклассники это слышали, но никак не отреагировали. А Наталья была готова провалиться сквозь землю от чувства стыда и недостаточности.

    На вопрос, что она хотела в тот момент, клиентка отвечает - исчезнуть.

    Тогда Наталья принимает решение: без денег ты не существуешь как личность, деньги определяют, имеешь ли ты право быть, занимать место в социуме.

    Смотрите как интересно: первой картой мы просим описать общий эмоциональный фон в отношении денег. Клиентка выбирает карту через конкретный момент - и это тоже правильно и подходит для работы. Второй картой мы углубляем детское восприятие денег, дополняем общую картину.

    Что мы видим у нашей клиентки:

    Три принятых решения, которые сложно было бы выявить через прямую работу с интроектами и убеждениями, а вот работа с образами помогает это сделать легко и эффективно:

    • Если зарабатывать деньги - перестаешь быть красивой как женщина.
    • Если быть хорошей и делать то, что другие ждут, получишь материальную награду.
    • Если у тебя недостаточно денег - то у тебя и нет прав на место в обществе, лучше не высовываться и не проявляться.

    Нетрудно предположить, как эти решения влияют на финансовую сферу Натальи сейчас. Обнаруживаются внутренние конфликты:

    • Денег вроде бы хочется, и надо - но как только начинаешь зарабатывать, включается программа, защищающая Наталью от потери себя как женщины. Она не хочет быть загнанной, как мама когда-то, а в ее детской картине мира это связано именно с работой ради денег.
    • Второй конфликт - Наталья работает на себя, и проявляться там просто необходимо. Но детская программа говорит ей, что пока денег недостаточно - и прав на то, чтобы быть полноценной личностью, у нее нет.
    • Кроме этого, Наталья постоянно стремится “быть хорошей” - учится не покладая рук. Но вот во взрослой жизни подарков за это не дарят.

    Шаг 2: Ищем положительный опыт и альтернативные решения

    На этом этапе мы остаемся в контакте с детской частью клиента и пробуем найти ресурсы: тот положительный опыт, который присутствовал в детстве.

    Мы просим Наталью вспомнить приятное событие или момент, который ассоциируется у нее с ощущением достатка, стабильности, изобилия - возможно, это будет получение новогодних подарков или поездка с родителями к морю?

    Выбор Наталье - эта карта:

    img

    Клиентка вспоминает себя, лет в 10, когда она поехала на языковые курсы в Финляндию. На тот момент Финляндия предстала перед ней благополучной, комфортной страной, а учебный комплекс - чистым, уютным, с ароматом кофе.

    Наталья принимает решение: я достойна находиться в комфорте и заниматься интересным мне делом, я буду много учиться и смогу обеспечить себе комфорт и благополучие.

    Мы просим Наталью определить для себя, что ресурсного она возьмет из этого опыта и из этого решения? Наталья описывает ощущение уверенности в себе, чувство способности брать ответственность за свою жизнь и то, что ее способности - достаточные, чтобы достигнуть хорошего уровня жизни.

    Шаг 3: Дополняем детский опыт

    Финальный этап практики - исцеление внутреннего ребенка: мы предлагаем клиентке посмотреть на карты, которые она выбрала на первом шаге, и поговорить с внутренним ребенком. Сейчас Наталья представляет как она, взрослая, стоит рядом с собой маленькой.

    Помогаем клиенту начать взаимодействие с внутренним ребенком такими вопросами:

    Что я скажу себе маленькой? Как я хочу, чтобы мой внутренний ребенок себя чувствовал? Как я дам ему понять, что он в порядке - и тогда и сейчас? Что я хочу, чтобы он ощущал в отношении денег? Как я его поддержу: обниму, поглажу, похлопаю по плечу, поцелую - или что-то еще?

    Наталья представляет и говорит с ребенком вслух.

    Далее мы просим ее выбрать карту, которая бы олицетворяла внутреннего ребенка после этой беседы:

    Карта 4: Какая эта маленькая Наталья теперь, как она выглядит, что она делает? Что она чувствует, как онаа себя ощущает? Чего он хочет? Что она думает о себе и о мире? Что она думает о деньгах? Какое решение она принимает?

    Выбор Натальи - эта карта:

    img

    Эта девочка - понимает, что выбор быть красивой и следить за собой - не значит не работать, также как и работать - не значит не следить за собой. Отношение к внешности -был выбор ее мамы. А у нее - другой. И она осознает, что зарабатывая больше денег, она получает больше возможностей ухаживать за своей женской красотой.

    Наталья здесь видит себя игривой и с короной - она сама достаточна для того, чтобы занимать свое место в мире и в обществе. Она готова посмеяться и поиграть с любыми репликами и мнениями, которые ей неприятны. Больше они не определяют ее ценность и ее место. Также как и деньги не определяют ее как личность.

    В завершении сессии предложите клиенту вместе со своим внутренним ребенком выбрать новую, эффективную стратегию взаимодействия с деньгами. Предложите определить конкретные шаги, как клиент намерен реализовывать новые выборы в финансовой сфере.