Как устанавливать с ребёнком границы и правила

    Как сказать ребёнку «нет»? О чём говорят психологи, когда говорят о границах? Могут ли правила и запреты навредить ребёнку? Пожалуй, нет таких родителей, которых бы не волновали эти и другие похожие вопросы. Давайте разбираться вместе — как правильно выстраивать эти самые границы ребёнку, зачем это важно и как объяснить детям необходимость соблюдения правил.

    Немного о границах

    Что такое «границы»? Это определённые ограничения, которые накладывают на ребёнка ряд обязательств. Они защищают маленького человека, помогают ему жить в обществе, вести полноценную жизнь безопасно для своего физического и психоэмоционального состояния.

    В силу неопытности и возраста, границ у ребёнка либо нет вообще, либо они предельно размыты. И задача родителей — помочь малышу установить эти самые границы и понять связанные с ними ограничения.

    Психологи и педагоги рекомендуют говорить о границах ближе к шестилетнему возрасту. Именно к этому периоду у детей созревают доли мозга, отвечающие за самоконтроль. Конечно, никто не может запретить мамам и папам выстраивать с ребёнком границы и чуть раньше. Главное, чтобы он был к этому готов психологически, поскольку все дети развиваются по-разному.

    «Можно» и «нпсихельзя»
    Самые первые познания о границах ребёнок получает достаточно рано, когда родители начинают говорить ему слова «можно» и «нельзя». Однако использовать эти формулировки постоянно не стоит. 

    Помните: правила для ребёнка должны быть гибкими! Поэтому помимо формулировок «можно» и «нельзя» должны существовать ещё две промежуточные формы: «можно, но в определённых границах» и «нельзя, но в исключительных ситуациях можно». 

    Почему это важно? Так правила становятся более эффективными и рабочими, и детям проще ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. К примеру:

    • нельзя играть со спичками и с ножом, нельзя открывать дверь незнакомцам и т.п.;
    • нельзя приходить домой после 21 вечера, но если отпроситься заранее (в честь дня рождения друга), то можно прийти немного позже;
    • можно убираться в своей комнате когда угодно в течение дня, но до прихода родителей в ней должно быть чисто;
    • можно самому выбирать спортивную секцию, хобби и т.п.

    Для чего необходима такая гибкость в границах? Она позволяет родителям с одной стороны обезопасить детей, а с другой — дать им больше ответственности, самостоятельности. Так сохраняется баланс между опекой и детской независимостью. 

    А чтобы правила действительно соблюдались, мамам и папам необходимо уделить внимание развитию иных детских навыков: умения анализировать, самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои слова и действия.

    Что такое правилообразующие жесты

    Многие родители считают, что лучший вариант установить ребёнку границы и правила — просто подробно объяснить причину ограничений («Мороженое зимой на улице есть нельзя, потому что ты заболеешь»). Но  работает такая установка не всегда, в основном из-за ограничений по возрасту.

    Почему так происходит? В силу слабого владения речью, малоразвитых когнитивных процессов (абстрактное мышление, память и пр.) и отсутствия жизненного опыта ребёнку до 5-6 лет будет сложно понять саму суть ограничений. Однако на данном возрастном этапе малыш «мыслит телом», и здесь на помощь родителям придут правилообразующие жесты. Что это такое?

    Правилообразующие жесты — физические ограничения, позволяющие мамам и папам выстраивать границы для ребёнка. Речь идёт не о физических наказаниях, а именно о действиях, сопровождающих словесные правила. Например:

    • крепко взять ребёнка за руку в месте, где одному идти опасно;
    • сдержать или отвести в сторону ребёнка, который дерётся или бросается песком;
    • приобнять ребёнка, который пытается встать с кровати после отбоя;
    • снять ребёнка с высокой поверхности (подоконник, стеллаж, полка) или не дать ему туда забраться;
    • пристегнуть малыша ремнём безопасности в машине, несмотря на крики и протесты.

    Многие педагоги и психологи утверждают, что дети, у которых был пройден этап физических ограничений, впоследствии лучше соблюдают границы, проговоренные со взрослыми.

    Тёплые отношения

    Не так сложно выстроить границы с ребёнком, если в семье по-настоящему тёплые взаимоотношения. В этом случае семейные правила будут построены не на страхе (например, страхе наказания за невыполнение или нарушение), а на искреннем желании сделать приятно маме и папе, не огорчить их, вызвать у них гордость за себя. И это нормально, когда ребёнок маленький.

    По мере взросления, если тёплые отношения сохраняются, ребёнок охотнее соблюдает правила и не пересекает границы, потому что понимает, для чего это нужо и поддерживает в семье комфортный микроклимат. Например, если в семье есть правило не приносить домой уличных животных, то сначала ребёнок, по меньшей мере, поговорит с родителями, а не будет прятать щенка под кроватью.

    Конечно, правила должны быть справедливыми для всех членов семьи. Если мама запрещает, а папа позволяет, то это нарушает всю идею ограничений. Сначала нужно всем договориться между собой. 

    Чтобы показать, что все домочадцы равны перед ограничениями, составьте список правил. Один — для всей семьи, другой — только для ребёнка (можно повесить его в детской комнате), третий — только для родителей. Обсудите вместе, что должно входить в каждый из этих списков. Возможно, для дочери очень важно, чтобы вы не заглядывали к ней под кровать, а вам — чтобы сын всегда после купания вешал полотенце на сушилку.

    Конкретика и последовательность

    Если вы устанавливаете правила, то старайтесь объяснить ребёнку конкретно, почему вы это делаете. Разумеется, обосновывать их следует исходя из возраста ребёнка — так, чтобы он понял. Если двухлетний малыш ещё не осознает, почему нужно стучаться, когда входишь в комнату, то пятилетнему или шестилетнему ребёнку уже можно рассказать, почему это делать важно. Покажите пример — начните стучаться в дверь детской сами.

    Родителям необходимо быть последовательными в выстраивании границ. Если сегодня вы устанавливаете правило, согласно которому нельзя гладить бездомную собаку на улице, а завтра сами это делаете, то и ребёнок вряд ли будет его соблюдать. 

    Непременно показывайте облюдение границ и правил на личном примере: стучитесь перед входом в детскую, мойте руки после прогулки, не берите без спроса вещи ребёнка, заправляйте постель по утрам. 

    Снижение требований

    Бывает и так, что «в интересах ребёнка» родители устанавливают огромное количество разнообразных правил. Мало того, что запомнить их все просто невозможно, так некоторые из них ещё и довольно нелепы и выдают родительскую тревожность. 

    Постарайтесь проанализировать список правил, установленных для детей. Оставьте из них только те, которые действительно помогают сделать жизнь ребёнка безопасной и качественной: нельзя есть снег, уходить из дома без предупреждения, врываться в ванную, пока мама или папа моется, переходить дорогу на красный свет и пр.

    Запомните: чем меньше правил, тем лучше они запоминаются и соблюдаются! 

    Поощрение

    Именно поощрение позволит мамам и папам сделать так, чтобы соблюдение границ и правил стало для ребёнка приятным. Речь идёт о похвале, высокой оценке, личном внимании, телесном контакте (погладить по голове, обнять) и словесной поддержке. «Спасибо, что убрал на место все игрушки перед сном — так приятно заходить в твою комнату!»

    Чем новее правила, тем сложнее ребёнку их выполнять, ведь они ещё не стали привычкой. Поэтому отмечать и замечать усилия ребёнка очень важно — так он будет мотивирован сильнее. «Ты уже неделю не забываешь мыть посуду после завтрака — я очень радуюсь и ценю твои усилия!»