Как устанавливать ребёнку границы

    Каждая семья, в которой есть дети, так или иначе сталкивается с установкой границ для чересчур активного или даже агрессивного ребёнка. Однако, не все родители осознают, что именно нужно не дозволять, каким образом, и стоит ли наказывать за нарушение этого недозволения.

    Зачем нужны ограничения?

    Ограничения, безусловно, нужны, так как ещё неопытные дети могут нанести вред как себе, так и окружающим. Дети, с раннего возраста понимающие свои и чужие границы, во взрослой жизни реже сталкиваются с различными зависимостями и проще сходятся с людьми.

    Большинство родителей придерживаются традиционного подхода, названного «метод кнута и пряника», не утруждая себя объяснениями, что именно ребёнок сделал неправильно и за что же получил наказание.

    Современные психологи считают такую схему неэффективной и даже вредной, так как она вызывает у ребёнка страх собственных действий, а вследствии — серьёзные проблемы с психикой.

    Как же найти компромисс между «можно» и «нельзя», чтобы ребёнок при этом понял обоснованность запретов?

    1. Запреты всегда должны соответствовать возрасту рёбенка

    Ребёнок двух лет не в силах понять, почему гладить бездомную кошку небезопасно, а вот в возрасте четырёх лет объяснение этого «нельзя» будет ему вполне понятно. А наказывать ребёнка за то, чего он в силу развития понять и осознать не может — вовсе бессмысленно.

    2. Ставя запреты, нужно обязательно объяснять свою позицию

    Следует объяснять своему чаду, почему нельзя переходить дорогу, когда видишь «красного человечка», поднимать с пола сладости и разговаривать с незнакомцами — и сделать это нужно простым языком, без лишних формальностей.

    3. Ставя запреты, всегда спрашивайте себя, достаточно ли они обоснованы

    Многие родители запрещают сынишке играть во дворе в футбол только лишь потому, что боятся, что их ребёнок запачкает новую одежду. Такие запреты только усиливают пропасть недоверия между мамой и чадом, ухудшают отношения и в дальнейшем могут вызвать злобу на «непутёвых родителей».

    4. Наказание должно быть только за сознательное нарушение ребёнком запрета, который он полностью понимает

    Если ребёнок суёт в розетку палец, а ему никогда не говорили, что делать это просто опасно, не следует его наказывать — нужно предотвратить опасность и объяснить, какие могут быть последствия от такого «любопытства».

    Если ребёнок — зачинщик драк в детском саду, первоочередной мерой должно быть не наказание, а объяснение, почему его поступок считается плохим, что именно он сделал не так. Наказание же должно следовать лишь тогда, когда малыш, несмотря на разъяснение родителей и установленный запрет, снова сделает по-своему.

    5. Устанавливая запреты, обсуждайте их со всеми членами семьи

    Например, мама запрещает кушать немытые фрукты, а папа по доброте душевной, наоборот, разрешает, мотивируя это тем, что маме он об этом не скажет. В итоге у ребёнка даже близко не сформируется правильная реакция на подобного рода запреты.

    В таких ситуациях ребёнок начинает думать, что с разными членами семьи, да и людьми в целом, можно вести себя по-разному. Поэтому запреты должны быть едиными и следить за их соблюдением ребёнком должны все члены семьи.

    6. Будьте последовательны в том, что запрещаете

    Запреты должны быть последовательными. В книге Катрин Дюмонтей-Кремер это отлично описано: «Это решения, которые не обсуждаются. Вас может покоробить, что ребёнок не чувствует разницы, но это так. Единственное, чем вы можете ему помочь, — внимательно выслушать. Ведь вы говорите «нет» не для того, чтобы травмировать своего ребёнка, а по независящим от него обстоятельствам или для безопасности».

    Если ваш запрет может быть подкреплён письменными общественными нормами в социуме —  аргументируйте. Покажите ему выдержки из документов в общественных местах, помогите оценить масштаб ущерба, нанесённого противоправным поступком.

    7. Корректируйте список ограничений

    Не стоит забывать и о том, что, хоть некоторые запреты остаются на протяжении всей сознательной жизни (не бросать мусор на улице), многие из них со временем можно, а то и нужно снимать. К примеру, ребёнку семи лет можно уделять компьютеру лишь два-три часа в день, то уже в десять лет это время нужно увеличить в разумных пределах в связи со школьными заданиями. Это же касается и других ограничений.

    8. Обращайте внимание на хорошее поведение ребёнка

    Ребёнок полил цветы, нарисовал красивый рисунок в детском саду, не забыл про день рождения бабушки — всё это, без сомнений, стоит вашего внимания. Если вы будете лишь ругать ребёнка за каждое нарушение, не обращая внимания на позитивные моменты, у малыша появятся мысли, что он во всём виноват и его никто не любит. Это, в свою очередь, может привести к большим проблемам с самооценкой.

    Самое главное — помнить, что ваша цель заключается в обеспечении безопасности вашего ребёнка и формировании принципов правильного поведения, а не сделать из его жизни ряд запретов и страха самостоятельных решений.