Как учить стихи с ребёнком?

    Здорово, если у ребёнка с лёгкостью получается сначала заучивать необходимые стихи, а потом с удовольствием их пересказывать. Но бывает и так, что в садике или школе задали выучить стихотворение, а ребёнок по каким-то причинам этому противится. Попробуем разобраться, что делать в такой ситуации.

    Предлоги, под которыми ребёнок отказывается выполнять задание, могут быть разными, но причина, как показывает практика, всего одна: ему сложно запомнить такой большой объём новой информации, и он просто защищается от перегрузки.

    Есть несколько лайфхаков, помогающих решить подобную проблему:

    Во-первых, если ребёнок наотрез отказывается учить стихотворение — скажите ему, что соглашаетесь с его решением и просто почитаете ему одну строчку за другой, чтобы он их повторял. Продвигаясь вперед по одной строке, вы увидите, что повторять услышанное легко, и совсем не кажется, что мозг выполняет излишне сложную работу.

    Во-вторых, узнайте, есть ли в заучиваемом стихотворении незнакомые слова или фразы. Сделать это несложно: когда малыш будет повторять за вами строчки, то перепутает не понятное ему слово или же вообще его не произнесёт. Логичное решение этой проблемы в том, чтобы объяснить ребёнку значение незнакомых ему выражений; ещё лучше привести несколько дополнительных примеров их употребления, чтобы знания закрепились надолго.

    Процесс заучивания предельно прост: повторяете строчку за строчкой, предварительно убедившись, что ученик запомнил и рассказывает предыдущую без запинок. Нельзя переходить к следующей строке, не закрепив как следует предыдущую. Постепенно повторяйте по две или три строчки, пока ребёнок не запомнит и их. Так, незаметно для себя, он запомнит и всё стихотворение целиком.

    Если вдруг и этот способ не сработает, и ребёнок не захочет повторять за вами строчки, не паникуйте — выход есть. И он в старом добром принципе рекламы, которая призвана бесконечно повторять одни и те же слоганы для того, чтобы они прочно засели в нашей памяти. Механизм здесь таков: повторите стихотворение полностью раза три, а после начинайте методично повторять некоторые строчки из него (количество зависит от общего объёма стиха, оптимально — одна-две строки). Здесь важно, чтобы ребёнок видел, что вам самим нравится это занятие — не забывайте про интонацию и выражение. Сюда можно подключить игрушки, устроив им представление: несколько игрушек посадите в круг, а затем выводите по одной на «сцену», чтобы она зачитала для остальных стихотворение. Затем каждая из игрушек повторит по одной-две строчки из только что рассказанного стихотворения, но при этом — со своей особенной интонацией. Так или иначе, ребёнок включится в игру и запомнит стихотворение, потому как многократное повторение — очень сильное оружие, и запомнается что-то даже в том случае, если этого не очень и хочешь.

    Для того, чтобы не перегружать детскую психику и память, не заучивайте с ребёнком больше пары строчек в день. Недели вполне хватит для того, чтобы спокойно выучить необходимый объём к сроку.

    Кстати, описанный в статье метод известен ещё с древности и называется «системой накопления». Именно им пользовались народы для передачи другим своих учений. Ключ к успешному запоминанию всё тот же: начинаешь с самого малого, постепенно наращиваешь объём запоминаемого и не забываешь о постоянном повторении. При повторении по несколько строчек происходит их «сращивание», и ребёнку покажется, что он выучил всё одновременно. Повторение, помимо очевидной пользы для мозга, позволяет ещё раз пересмотреть заученный материал и углубить первоначальные впечатления.

    Дополнительные рекомендации

    1. Для того, чтобы заучивание стихотворений не было для сына или дочери своего рода каторгой, его необходимо с рождения приучать к информации, подаваемой в таком формате. Речь идёт о скороговорках, различных загадках, потешках или маленьких забавных стишках. Если с самого раннего возраста малыш будет слышать, как родители рассказывают ему что-то в стихотворной форме, то это отложится у него в голове, и память будет развиваться естественным путём, а сам формат запомнится как нечто понятное и привычное. В таком случае вам не придётся заставлять ребёнка что-то учить из-под палки, потому что ему это захочется самому.

    2. Для успешного заучивания важен ритм. Попробуйте шагать, двигать руками, качать головой или туловищем в такт стихотворения.

    3. Приучить ребёнка к рифме достаточно просто: для этого нужно лишь почаще повторять в повседневной жизни смешные зарифмованные фразы. Например, «сидит у окошка серенькая кошка», «мишки любят шишки», «кашка для Наташки». Придумать и вставить в повседневную речь такие рифмы очень легко, поэтому вы сможете постоянно использовать их при общении с ребёнком, словно играя с ним.