Как развить мышление ребенка?

    Критическое мышление — это способность анализировать информацию с разных сторон и вырабатывать своё мнение. Проще говоря, критическое мышление помогает рассуждать и находить собственную точку зрения, сравнивая разную информацию.

    Слишком сложно для ребёнка? На самом деле нет. Конечно, чтобы критическое мышление сформировалось окончательно, необходимо время и опыт, которые ребёнок получит во взрослом возрасте. Однако основы критического мышления нужно закладывать уже в детстве.

    Задача родителя — научить ребёнка думать, размышлять и приходить к собственным умозаключениям, а не просто полагаться на заученную «правильную» информацию.

    Несколько способов, как развить критическое мышление у ребёнка:

    1. Разрешите ребёнку отстаивать своё мнение.

    Часто родители не терпят пререканий со стороны ребёнка, мол, я старше — значит я умнее, а тебе нужно просто меня слушать. Конечно, иногда может быть утомительно спорить с ребёнком на однозначные темы: например, почему ему обязательно нужно надевать шапку в -15. Но постарайтесь проявить терпение и приведите аргументы — тогда ребёнок научится их принимать и выдвигать собственные. Нормализуйте дискуссии в семье, приучите ребёнка к обмену аргументами.

    2. Сотни вопросов — сотни разговоров.

    В 3-6 лет у ребёнка начинается возраст «почемучки»: ему всё интересно, всё хочется спросить. Здесь родителю тоже придётся проявить терпение, а лучше — не просто давать сухие ответы, а побуждать ребёнка к обсуждению. Почему у птицы есть крылья, а у коровы нет? Почему трава зелёная? Вместо того, чтобы отмахнуться от глупого вопроса или дать короткий ответ по делу, предложите порассуждать.

    Спросите, почему ребёнка это заинтересовало; у кого ещё есть крылья или что ещё в природе зелёное; узнайте, какие оригинальные идеи есть у малыша. Мотивируйте ребёнка мыслить творчески, сопоставлять информацию и придумывать свои ответы. Ребёнку не нужны сложные научные объяснения, если вы даёте ответ — старайтесь использовать простые примитивные формулировки.

    3. Сложное делим на простое.

    Вечно увиливать от прямых ответов на вопросы не получится, а на большую часть детских «почему» без гугла сложно ответить. Вместо одного общего ответа поделите вопрос на несколько тем. Например, вопрос «Почему зимой идёт снег» можно поделить на ответы: что такое снег и почему он бывает только в холодную погоду.

    4. Допускайте ошибки.

    Когда у малыша есть базовые знания, намеренно делайте ошибки: например, покажите на картинку собаки и заявите, что это лягушка. Сначала ребёнок будет сбит с толку, но затем начнёт доказывать вам, что на картинке — никакая не лягушка, а самая настоящая собака. Важно, чтобы малыш приводил аргументы, подведите его к рассказу об отличиях лягушки и собаки: лягушка зелёная и гладкая, а собака покрыта шерстью, у лягушки нет хвоста, а у собаки есть, лягушка квакает, а собака говорит «гав-гав» . Даже вопрос «Почему трава зелёная?» можно игриво подвергнуть сомнению: «Как это зелёная, она же голубая. Не голубая? А что же тогда голубое?». Конечно, с такими играми в «исправь ошибку» не нужно переусердствовать и приучать ребёнка во всём искать подвох из ваших уст.

    5. Играйте в развивающие игры.

    Настольные игры с вариативными ходами и необходимостью выбора, да-нетки, кубик Блума отлично подойдут для развития критического мышления у ребёнка.