Как помочь ребёнку составить расписание и режим дня?
С началом нового учебного года родители всё чаще задумываются о том, как помочь детям эффективно выстроить режим. Правильно составленное расписание — это залог успешной учёбы, грамотного отдыха, отличного самочувствия и результативного распределения всех своих энергоресурсов. Как же это сделать? Есть целых семь способов!
Совет №1: Сохраняйте баланс
Мамам и папам следует помнить, что школьник не может одинаковое время уделять и учёбе, и семье, и кружкам, и развлечениям. Секрет крепкого здоровья (в том числе и стабильного психоэмоционального состояния) в правильном распределении времени на разные сферы жизни ребёнка.
Попробуйте вместе разграничить, сколько примерно времени ежедневно сын или дочь будет отводить на ту или иную сферу (например, 2 часа на кружки, 3 часа — на уроки, 1 час — на гаджеты, 2 часа — на прогулки и общение друзьями и пр.).
Важно, чтобы какая-то одна область не занимала весь день школьника. Многие родители совершают ошибку, заставляя детей всё время посвящать, например, учёбе. Такой подход сулит лишь перенапряжение, нервные срывы и полное отвращение к учебному процессу.
Кстати, если вы заметили, что ребёнок мало что успевает (даже если запланировал и наметил цели), то следует пересмотреть его нагрузку.
Совет №2: Наметьте приоритетные дела
Необходимо признать: учёба хоть ведущий вид детской деятельности, начиная с 1 класса, но все дети разные, а потому и приоритеты у них тоже разные.
Логично, что ребёнок-спортсмен предпочитает больше времени уделять физической нагрузке, а творческий ребёнок — процессу следования своей фантазии. А старшеклассники, к примеру, уже больше стремятся к самопознанию: они посещают курсы, пробуют себя в разных сферах, чтобы определиться, куда поступать или чем заниматься в будущем.
Помочь ребёнку в составлении расписания можно с помощью выявления приоритетных дел, целей и задач. Что, если сын стремится попасть в школьную сборную по волейболу? Тогда есть смысл пересмотреть расписание и выстроить его на основе детских интересов, желаний и предпочтений.
Совет №3: Внесите в расписание время отдыха
Расписание расписанием, но о регулярном отдыхе — залоге отличного самочувствия — забывать нельзя. Чтобы ребёнок действительно не забывал отдыхать, часы отдыха следует тоже внести в план.
Поинтересуйтесь, когда ребёнок устаёт больше всего. Возможно, сразу после прихода из школы или после того, как он сделает все уроки. Не пренебрегайте отдыхом: если у дочери в расписании есть пункт «сделать уроки», то целесообразно «разбавить» его пунктом «отдохнуть 10 минут» или «размяться за 5 минут».
Кстати, если есть возможность, то можно даже внести в детский режим тихий час в дневное время — это очень полезная практика. Что касается ночного сна, то здесь должно быть всё чётко: отбой ежедневно в одно и то же время не только формирует у ребёнка способность следовать режиму, но и становится его полезной привычкой.
Следите, чтобы на ночной сон в детском расписании отводилось не менее 10-11 часов (начальная школа) и не менее 8 часов в средней и старшей школе.
Совет №4: Используйте «зелёные зоны»
Помогая ребёнку составлять расписание, не забывайте и о приятных мелочах, которые просто будут заряжать его отличным настроением и энергией. Используйте так называемые «зелёные зоны» — это специальные часы в расписании, когда ребёнок может делать всё, что захочет: гулять, общаться в социальных сетях, играть в игры или просто валяться в постели с котом.
Вместе с ребёнком договоритесь, сколько таких зон в день у него будет: две, три, четыре (или больше) и по сколько минут они будут длиться. Пусть школьник сам расставит зелёные зоны в расписании там, где хочет. Кстати, про ценность и необходимость детского «безделья» мы недавно писали.
Совет №5: Применяйте гибкий подход к планированию
Режим — это всегда помощник, а не надзиратель. Не стоит журить ребёнка за нарушения расписания.
Расписание необходимо не для того, чтобы загнать школьника в рамки, а чтобы помочь ему правильно распределять свои энергоресурсы в течение дня. Поэтому небольшие изменения, которые связаны с переменой обстоятельств, не сделают никакой погоды.
В жизни могут случаться разные форс-мажоры. Предоставляйте ребёнку свободу действий и практикуйте отправку несрочных или не сильно важных дел в резерв. Распределите оставшиеся дела на срочные важные и срочные неважные. Так ребёнок сможет оперировать задачами в своём расписании: какие-то сделать сразу, какие-то — отложить до вечера, какие-то — перенести до конца недели или месяца.
В рамках гибкого подхода целесообразно применить такие правила тайм-менеджмента:
— Все срочные, важные дела рекомендуется выполнять в первую половину дня;
— Вторая половина дня должна иметь гибкий график, который можно при необходимости менять (например, вместо ужина сходить в кафе с друзьями, вместо отменившейся секции — пойти отдохнуть или почитать книгу);
— Зелёные зоны всегда должны оставаться в графике. Результативно расставлять их сразу после срочных и энергозатратных дел.
Расскажите ребёнку про матрицу Эйзенхауэра, пусть учится расставлять приоритеты.
Совет №6: Расписание — на видное место
Не секрет: чтобы ребёнок соблюдал расписание, оно всегда должно быть у него перед глазами!
Творческий человек может самостоятельно нарисовать себе график на листе бумаги или ватмане (а может, сделать его на компьютере и потом распечатать). Всегда можно скачать уже готовый план в интересном оформлении — в виде красочного календаря или плаката с забавным принтом.
Оформить расписание поможет даже интерактивная или меловая доска: это не только интересно, но ещё и очень удобно. Какие-то пункты можно сразу же стирать и вписывать новые — в этом проявляется гибкость графика школьника.
Некоторые дети любят по старинке вести дневники и блокноты. Можно подарить ребёнку красивый ежедневник (дополнительная возможность почувствовать себя взрослым!) и конечно полезную канцелярию: стикеры, текстовыделители, разноцветные ручки, яркие закладки.
Совет №7: Организуйте план на день
Не стоит выстраивать жёсткий график на месяц или год. Помогите школьнику сначала составить оптимальное расписание на сутки. Так он сможет прожить день по графику и определить, какие плюсы или минусы у такого расписания, чего в нём не хватает, что хорошо бы изменить, а что следует непременно оставить.
Это полезно для формирования детского навыка целеполагания: будет легче определять свои приоритеты и решать задачи в зависимости от срочности их выполнения.