Ирландские танцы: искусство, спорт и мода

    В июне исполняется 20 лет первой в России школе ирландского танца «Иридан» — а значит, в целом ирландским танцам в нашей стране. 

    С появлением шоу Riverdance и Lord of the Dance в середине 90-х ирландские танцы стали известны по всему миру, в том числе в России. Сейчас их популярность не такая повальная, как в двухтысячных, но фанаты и увлечённые танцоры по-прежнему есть, школы работают, и сегодняшние ирландские танцы представляют собой богатый интересный мир со своими важными событиями, своей модой и своими героями. 

    «Гуру» поговорил с двумя преподавателями школы «Иридан» о том, что интересного произошло с ирландскими танцами в последнее десятилетие. 

    Елена Холкина, художница и фотограф, преподавательница школы «Иридан», сертифицированный тренер CLRG (Ирландия)

    Ирландские танцы в России — это очень странный мир, куда стекаются самые разные люди. Есть коллективы, родившиеся из увлечения пабами, развесёлыми пивными плясками, эльфами, разнообразными фолк-группами, ирландскими танцевальными шоу Lord of the Dance и Riverdance, и часть из них осталась примерно в этом же круге интересов, а другие команды пошли совершенно другими путями. «Иридан» мне нравится в первую очередь тем, что он не стоит на месте и не ограничивает своих танцоров в возможностях. На данном этапе мы в работаем со взрослыми и детьми в спортивном и постановочном направлениях, постоянно экспериментируем. Нам интересно как традиционное направление ирландского танца, так и современный подход, в котором границы могут быть подвижными. Кстати, само понятие традиции весьма условно и является постоянным предметом исследований и уточнений в самой Ирландии.

    Так или иначе, работать в «Иридане» всегда было для меня вдохновляющим опытом, и сейчас работа преподавателя и постановщика во многом определяет мою жизнь. 

    Справка «Гуру»: что представляют собой ирландские танцы 

    — Ирландские танцы можно разделить на «традиционные» и «танцевальные шоу». 

    — Традиционные танцы в свою очередь делятся на сольные и кейли (это разновидность социальных танцев: у них несложная хореография, и основная цель — приятно провести время). 

    — Сольные традиционные танцы можно увидеть на фешах (feis — это соревнование по ирландским танцам, от городского уровня до мирового). С каждым годом феши всё больше и больше напоминают спортивные состязания (подробности читайте ниже, в интервью). Школы и клубы связаны с судейскими комиссиями по ирландским танцам — это международные организации, от членства школ в которых зависит то, в каких соревнованиях будут принимать участие ученики. 

    — Ритмически ирландские танцы делятся на рил (и-раз, и-два, и-три, и-четыре), джигу (раз-два-три, два-два-три… — почти как вальс) и хорнпайп (у него довольно сложный ритм, который обычно начинается с затакта). 

    — И наконец, ирландские танцы делятся по типу обуви: те, что танцуют в мягких туфлях на шнуровке, и те, что в жёстких ботинках с набойками на каблуке и на мыске. 

    — Ирландские танцевальные шоу (например, Lord of The Dance) очень далеко ушли от традиционных танцев, хотя база движений сохранилась. В шоу — другая музыка, заметно отличаются костюмы (в сторону большей свободы), часто примешиваются другие танцевальные стили — целыми номерами программы, и не работают некоторые «железные» для традиции правила: например, в хореографии шоу используют движения руками, а сольном выступлении на феше это по-прежнему трудно себе представить. 

    — Искать школу ирландского танца просто в гугле бесполезно: вся жизнь — в группах «Вконтакте» и в «Инстаграме». 

     

    Как вы пришли в ирландские танцы? 

    Елена Холкина

    Не помню точно год, когда впервые пришла на кастинг в московскую школу ирландского танца «Иридан» (раньше у нас были кастинги, где людей набирали в несколько групп, поделённых на уровни). Два раза я приходила и поступала в продвинутую группу, но заниматься начала только в 2005 году, когда учёба наконец перестала совпадать с танцами по времени. 

    С 2015 года я являюсь TCRG — этот статус можно получить, сдав довольно сложный экзамен Комиссии. К нему я готовилась полтора года, сдавала в Дублине. С тех пор я являюсь одним из десяти российских сертифицированных тренеров по ирландскому танцу от комиссии CLRG (Ирландия).

    До экзамена я заменяла группы, проводила отдельные занятия, в общем, преподавала, но не на постоянной основе. Кроме ведения групп в Iridan Academy примерно два раза в году я участвую в создании танцевальных проектов в рамках ирландских творческих лабораторий. Летнюю организуют наши школы-партнеры в Калининграде («Иридан Калининград») и Нижнем Новгороде («Школа Келти»), а зимнюю я организую сама вместе с друзьями и коллегами из школы McGahan Lees — Сашей Кухаренко и Машей Цимфер. Поскольку я также являюсь сертифицированным тренером по пилатесу Polestar Pilates, кроме танцев я веду своего рода физкультуру для танцоров и всех, кому интересно движение. Даже завела для этого отдельный инстаграм — @highphysicalculture. Там уже выложено несколько упражнений, и я планирую постепенно наполнять его полезным контентом для танцоров и людей, интересующихся здоровым движением.  

    Ольга Гарштя, инженер в телецентре «Останкино», преподавательница школы «Иридан» 

    Я начала заниматься в сентябре 2007 года, а преподаю танцы с ноября 2014-го. 

    За это время рынок школ ирландского танца здорово изменился; когда я пришла, в Москве было три крупных школы. Сейчас популярность танцев перестала быть массовой, зато школ не меньше тридцати — они появились в том числе из-за расколов и обособления филиалов. В какой-то момент я перестала знать все школы в Москве и в России. 

    Раньше в группах было по тридцать человек, теперь их может быть шесть. К уровню Intermediate группы обычно рассасываются, оставшиеся участники расходятся по другим группам. 

    Как школы ирландского танца в России общаются между собой? 

    Елена Холкина 

    Я общаюсь с большинством ребят, которые когда-то были в «Иридане» и затем сформировали свои коллективы или школы. Мы встречаемся на соревнованиях, иногда выступаем вместе на концертах и праздниках, делаем совместные танцевальные проекты. У нас пока не такое большое сообщество, мы всё ещё друг друга знаем, хотя бы через общих знакомых, хотя это постепенно меняется, и появляется все больше новых лиц среди танцоров. 

    Точно не смогу перечислить все школы в России, их стало очень много в последние годы. Из тех, с кем Iridan Academy (наше официальное название на данный момент) как самая старая школа Москвы был знаком какое-то время — школы Ceim Oir, Carey Academy, «Тейре», «Мирквуд», Irene School, McGahan Lees. Эти школы принадлежат к Комиссии CLRG. Есть ещё целая группа школ, принадлежащих Комиссии WIDA — с ними мы меньше пересекаемся, так как у нас раздельная система соревнований, но мы встречаемся на мастер-классах зарубежных преподавателей, концертах и праздниках. 

    Вы участвуете в фешах? 

    Елена Холкина 

    Нет, потому что по правилам Комиссии преподаватели в статусе TCRG теряют право участвовать в соревнованиях. Зато танцуют мои студенты, а мне намного приятнее следить за их успехами и помогать им в развитии, чем было бы соревноваться самой — всё-таки по меркам ирландских танцев мне уже достаточно много лет, в прошлом у меня была травма, в общем, я уже отсоревновалась. Сейчас я наслаждаюсь танцем уже с другой стороны, и мне нравится танцевать спокойно, не стремясь никого победить, изучая танец со всех сторон и пробуя разные подходы. 

    Сейчас потрясающее время: можно учиться у отличных танцоров буквально в «Инстаграме». Если знаешь, чего хочешь, то дороги абсолютно открыты. 

    И я танцую в своё удовольствие, со своими студентами; мы учимся друг у друга и у нашего ирландского куратора, чемпиона мира и солиста Riverdance Anthony Sharkey, у тех, кто преподает вживую или в социальных сетях. Мои студенты участвуют как в региональных соревнованиях в России, так и в международных. «Иридан» с 2008 года  каждую осень организует Российский Национальный Чемпионат по ирландскому танцу в Москве; в нём участвуют от 500 до 700 танцоров со всей России, с живым музыкальным сопровождением (музыканты из Ирландии) и сертифицированными иностранными судьями. Возраст участников – от 5 до 45 лет, уровень – от начинающих до танцоров категории open международного класса. Результаты соревнований заносятся в официальный мировой реестр. 

    Есть и другие чемпионаты, которые проводят разные школы в городах России. 

    Наши студенты каждый год танцуют на чемпионате Европы (Mainland European & Asian Irish Dancing Championships & World Qualifiers), где танцоры старшего уровня могут пройти квалификацию на чемпионат мира (World Irish Dancing Championships или Oireachtas Rince na Cruinne). Вообще, система чемпионатов — это потрясающая возможность совмещать любимое дело с путешествиями, так как крупные чемпионаты каждый год меняют место проведения, и можно съездить то в Шотландию, то в Ирландию, то в Англию, то в США. 

    Ольга Гарштя 

    Сейчас не участвую — феши отменили из-за коронавируса, а вообще да. Мировой феш обещал вернуть взносы, но так и не вернул. Зато теперь у нас миллион скидок от авиакомпаний и хостелов. 

    Десять лет назад было заметно, что ирландские танцы становятся менее эстетичными и более спортивными. Эта тенденция сохранилась? 

    Ольга Гарштя 

    Ирландские танцы действительно в последние годы становятся всё более и более спортивными и акробатическими. Стали они от этого более или менее красивыми — вопрос субъективного восприятия. Если сравнивать записи мирового первенства 1995 года и 2019 года, то это просто разные танцы. 

    Елена Холкина 

    Наши соревнования и тренировки по уровню атлетичности на данный момент можно сравнить с художественной гимнастикой, фигурным катанием и другими олимпийскими видами спорта. Думаю, что единственное ограничение, которое отделяет наш танец от более известных в России спортивных направлений — национальная принадлежность танца. Наверное, для большинства людей логично, что испанские, ирландские, бразильские и другие танцы народов мира находятся как бы отдельно от спорта. 

    Но ирландские танцы в соревновательном их варианте на уровне чемпионата мира — это чистый спорт, а танцоры высшего уровня — это атлеты, которые посвящают занятиям большую часть своего времени, тренируются не только в зале, но и вне стен школы, работая над танцевальной техникой и общим уровнем развития тела. 

    Ирландский соревновательный танец требует серьезной работы с координацией, балансом, силой кора, дыханием, плиометрикой и, конечно же, ритмом. 

    Соревнования порой напоминают олимпийские игры со сложнейшими прыжками и скоростными комбинациями. К этому можно относиться по-разному, но в этом атлетичном мире есть место и для так называемых natural style dancers, которые танцуют легко, ритмично и эффектно. Мне тоже скорее не близки моменты, связанные с превращением танца в чистый спорт, но как преподаватель я наблюдаю за всем и изучаю всё, смотрю, что из этого применимо для танцоров, а что — травмоопасно. И я уверена, что я не одна такая. Тенденция — это всего лишь временная мода, и я стараюсь не цепляться за что-то одно, а смотреть на танец шире. 

    Кто сейчас в мире ирландских танцев — авторитет? За кем надо следить?

    Елена Холкина 

    Сейчас весь мир сидит в «Инстаграме» и «Тиктоке», так что можно смотреть там. Я больше люблю «Инстаграм», так что делюсь источниками оттуда. Чемпионы, лидеры, шоу-команды, клевые ребята, девочки и мальчики: Tyler Schwartz @tylerschwartzdance, Mike & Matthew Gardiner @gardinerbrothers, Fusion Fighters @fusionfighters, Lauren Smyth @lozsmyth3, TapTronic @taptronic, Alan Kenefick @alan_kenefick, ProdiJig @prodijig. 

    Не могу не вспомнить человека, у которого учусь вот уже 15 лет: Колин Данн (Colin Dunne), танцор и постановщик, известный по шоу Riverdance и Dancing on Dangerous Ground, который со времени своего солирования в этих постановках проделал невероятную работу как в области шоу-танца, так и в исследовании традиции танца и его связи с музыкой. Он приезжает в Россию 1-2 раза в год, и я всегда хожу на его классы. Это моя сбывшаяся мечта, и она очень влияет на то, как я отношусь к танцу и развиваю его в себе. 

    Ольга Гарштя 

    К нам по-прежнему ездит Колин Данн; он дружит со школой  «Вортекс». 

    Я не очень сильно слежу за тем, что происходит среди знаменитостей; а есть чат волонтёров питерского феша, где обсуждают, например, категорию 16-17 лет на мировом первенстве, где самая острая борьба идёт каждые соревнования; я оттуда знаю одну фамилию, а волонтёры знают всех, на всех подписаны, и знают, кто из этих девочек кого делает. 

    Слежу за Кирой Секстон. Она ввела моду на минималистичную причёску, маленький пучок, и на прыжок, который назвали её именем. Кира Секстон успела поучаствовать во всех шоу — играла в основном плохих девочек, потому что она брюнетка. 

    На ирландские танцы колоссально повлияли приложения. Вся жизнь теперь в «Инстаграме». 

    Появились ирландские танцевальные приложения — как Apple Music, только с ирландской музыкой и с подпиской в три раза дороже. 

    Я знаю два таких приложения; может быть, их и больше. Лица этих приложений — танцоры мирового уровня. И даже если вы купите для домашних тренировок танцевальный кружок, чтобы постелить дома — у бренда этого коврика будут амбассадоры, танцоры из первой десятки мирового первенства. 

    ирландские танцы

    Справка Гуру: мода в ирландских танцах 

    На соревнованиях танцуют не просто в специальной обуви, но и в специальной одежде: нарядные платья особого покроя для женщин и брюки с рубашками и богато отделанными жилетами у мужчин. Дресс-код постепенно меняется, делается с годами свободнее: ещё совсем недавно мужчины танцевали в килтах, а длина юбки у женщин строго регламентировалась. 

    Женщинам не обязательно носить парики, но так принято. К новичкам требования не такие суровые, однако на мировом первенстве в париках абсолютно все спортсменки. 

    Ольга Гарштя 

    Платья для ирландских танцев 

    Если мы говорим о большей или меньшей эстетичности танцев сейчас и десять лет назад, взгляды могут быть разными; но что касается красоты платьев, тут я имею мнение. 

    Когда мы пришли, в середине двухтысячных, — это были тёмные века. Если красоту платьев представить в виде графика, это была нижняя точка: неон, контраст, вставки из зебры, пайетки в огромных количествах. 

    Спортивность танцев растёт: все хотят победить на следующем мировом первенстве, поэтому наращивают атлетичность, акробатику, растяжку, придумывают новые прыжки, и каждый год происходит что-то новое в соревновательной моде. И чем ближе танцы становятся к спорту, тем больше ирландские платья становятся похожи на костюмы для фигурного катания. 

    Тренд на мини-юбочки появился года два-три назад. Оля Шляхова, фотограф, ездит на все мировые феши. Как-то она написала: вы, может быть, не знали, но в 2016 году отменили правило длины юбки! И мы действительно не знали. 

    Раньше было как: от края юбки до колена должно быть не больше ладони, или четырёх дюймов. Потом это правило сменила середина бедра сзади как граница допустимого. Теперь длина юбки не регламентируется никак. 

    У юбок остались А-образная форма и каркас, но теперь платья лёгкие, и в них легко двигаться. Рукава стали тонкими, с петелькой на палец. В целом платья для фешей снова стали хорошенькими после долгого периода мрака, просто теперь они не несут в себе ирландской традиции. 

    В «Иридане» есть знаменитое тяжёлое платье-«шуба», купленное для школы очень давно уже подержанным. Когда-то в 90-е оно было хорошим, надёжно сделанным платьем для мирового первенства; потом оно постепенно переползало по уровням вниз, и теперь в нём танцуют новички. Платье изрядно потёрто, но живо. 

    Моё платье на этом фото — остромодное для 2016 года. Тогда стала популярной вафельная отделка, вышивка квадратиками по бежевому верху. Этот тренд получил динамику и вылился в два совершенно разных явления: в одну сторону пошла мода на голые телесные руки-плечи, которая в итоге привела к сетке и петельке на палец, как у гимнастических купальников; в другую сторону пошла мода вышивать сетку в тон основной ткани на пустых местах типа боков. Рисунок вытянулся и превратился в ромбики, потому что все хотят силуэт, а потом ромбики надоели и они начали забивать всю свободную площадь платья вышивкой. Тут цены на платья перевалили за все мыслимые барьеры, потому что платья забили машинной вышивкой на 99%!

    Хороший источник по истории ирландских платьев — аккаунт once_upon_a_feis в «Инстаграме». 

    Туфли 

    Мягкие и жёсткие туфли мы по-прежнему заказываем в Ирландии, хотя в последние годы было минимум две попытки производить обувь в России. Одна из них оказалась удачной. Мастер живёт в Нижнем Новгороде, у есть своя клиентура и фанаты; он делает не только классические чёрные, но и весёлые туфли из кожи трёх цветов. 

    Парики 

    Они тоже прошли несколько этапов. Локоны-«сосиски», которые мы застали в середине двухтысячных, теперь воспринимаются как абсолютно 2009 год. 

    К счастью, потом мода двинулась в сторону большей натуральности: кудри стали крупнее, лохматее. Какое-то время не было длинных париков, зато возникла мода на пучок естественного размера, на бабетту. Я в таком парике была похожа на фото моей мамы 1964 года. 

    Одно время была мода на прямые спереди парики. А потом пришла Надин Мартин, чемпионка мира, и ввела моду на причёску Мардж Симпсон; парики стали расти. Парик моей ученицы был уже больше моего в два раза. Но даже это было лучше, чем «сосисочные» локоны! Потом вернулись и обычные парики с распущенными волосами; однако они уже стремятся выглядеть естественно. 

    Свобода и альтернатива в ирландских танцах 

    Елена Холкина ставит и снимает собственные танцевальные видео. По степени свободы они гораздо ближе к шоу, чем к традиции, но на привычные шоу тоже не похожи. Посмотрите сами! 

    Елена Холкина 

    Свое первое танцевальное видео Dead Already под музыку Томаса Ньюмана я придумала и сняла в 2017 году с танцорами Iridan Academy; мне кажется, это было первое подобное видео в России, где русские ирландские танцоры показывают не соревновательную и не концертную хореографию. 

    С тех пор я сняла больше 15 танцевальных видео с ирландскими танцорами, из которых большую часть поставила сама, а в остальных была видеографом, танцором или со-хореографом. Некоторые из них можно увидеть на моих аккаунтах vimeo: offonroadcom и offonroad. Можно для сравнения посмотреть пару последних работ этого года: танцевальное видео Guardian с танцорами разных школ — 

    — или постановку Revolution, сделанную моей старшей группой танцоров, где они сами придумали материал, а я сняла для них видео. 

    Этим летом я надеюсь сделать еще одну работу, скорее всего тоже в формате

    видео-танца. 

     

    Фото — Shutterstock и из личного архива Ольги Гаршти. Видео предоставлено Еленой Холкиной.