Эйдетика для детей: как это помогает?

    Вряд ли кто-то согласится, что современному человеку не нужны хорошая память и богатое воображение. Но что, если развивать их целенаправленно, начиная с детского возраста? Оказывается, педагоги давно разработали подобные методики, и все они носят звучное имя «эйдетика».

    Что такое «эйдетика» и «эйдетизм»

    Эйдетизм — это особая разновидность человеческой памяти, в основе которой лежит запоминание деталей через зрительные образы и впечатления. Соответственно, эйдетика — это целая обучающая методика, с помощью которой можно развивать фантазию и зрительную память.

    Суть эйдетизма заложена уже в его названии, поскольку с греческого языка слово «эйдос» переводится как «образ».

    Зачем нужна эйдетика: плюсы методики

    Эйдетика начала формироваться в Германии в 1920-1940-х годах. Тогда же исследователи из Мельбурна начали проводить эксперименты, чтобы выяснить, какой процент детей от 8 до 15 лет и взрослых обладает хорошей зрительной памятью. Результаты удивили: 40% детей — отличные эйдетики, а среди взрослых их всего 7%. Через много лет исследование повторилось и показало, что процент детей-эйдетиков значительно снизился.

    Что это значит? Оказывается, засилье массовой культуры и многообразие яркой визуальной информации негативно сказывается на зрительной памяти и воображении. Если раньше детям приходилось фантазировать, читая сказку, то теперь необходимость в этом отпала: можно просто посмотреть мультфильм на планшете.

    И действительно: информации стало больше, поэтому интерес детей к новым знаниям снизился. В школе это ведёт к бесконечной зубрёжке, апатии, нежеланию учиться, проблемам с успеваемостью, выполнением творческих заданий, запоминанием стихотворений. В повседневной жизни — к неспособности запомнить номера экстренных служб и родителей, собственный адрес.

    Методики эйдетики предназначены именно для того, чтобы помочь ребёнку научиться воспроизводить информацию, используя зрительные образы и собственное воображение.

    Итак, регулярно выполняя упражнения эйдетики, ребёнок сможет:

    • без запинок и сложностей запоминать стихи или небольшие прозаические тексты;
    • запоминать и воспроизводить в нужной последовательности танцевальные движения;
    • запоминать цифры, номера, формулы;
    • творчески подходить к сочинениям, с точностью воспроизводя детали прочитанных произведений, картин, фотографий;
    • придумывать собственные сказки, стихи, рассказы, используя ассоциативные ряды слов или изображения;
    • концентрировать внимание;
    • обогатить словарный запас.

    Методики и простые варианты упражнений эйдетики

    Несмотря на сложные названия, методики эйдетики просты в применении. Именно поэтому ими важно пользоваться не только педагогам, воспитателям, но и родителям. Регулярное обращение к разным упражнениям поможет мамам и папам значительно развить образное мышление, речь, воображение, зрительную память своих детей.

    Зрительная прорисовка. Суть метода в том, что контур фигуры, символа или знака должен дополняться деталями и превращаться в какой-нибудь предмет. Например, можно нарисовать на листе бумаги цифру 8 и предложить ребёнку дорисовать к ней детали так, чтобы получилось животное или вещь (очки, змея). Особенно эта методика хороша для запоминания цифр и алфавита.
    Мысленная прорисовка. Суть техники состоит в выстраивании фантазийной реальности. Например, при заучивании стихотворения «Зимнее утро» можно предложить ребёнку описать погоду за окном, обстановку в доме, запахи и звуки. Методика отлично подойдёт для запоминания стихов и текстов.
    Акровербальная методика. Она особенно любима малышами, ведь её суть состоит в придумывании или запоминании уже существующих коротких стишков, помогающих вспомнить какую-то информацию. Например, в школьной практике запоминать правописание помогает стишок:

    «Либо», «кое», «то», «нибудь»
    надо чёрточкой стянуть!

    Многие родители наверняка помнят, что таким способом пользовались ведущие популярной образовательной программы «Радионяня». Она выходила на Всесоюзном радио в 1970—1980-х годах под руководством «радиоволшебника» Николая Владимировича Литвинова, а её «учебные» стихотворения и песенки пользовались всеобщей любовью даже у школьных педагогов.

    Мнемоника. Данная техника предназначена для упрощения запоминания через ассоциации. Например, для запоминания порядка падежей в школе часто используется фраза «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку», где каждая начальная буква слова повторяет первую букву названия падежа.
    Цепная техника. Её суть в том, чтобы с помощью ассоциаций ребёнок смог связать несколько предметов. Можно предложить составить небольшой рассказ из 10-12 абсолютно разных слов. Эта методика отлично развивает фантазию, логику и расширяет лексикон.

    В системе эйдетики можно найти множество других разнообразных принципов и приёмов, благоприятно воздействующих на развитие визуальной памяти и творческого потенциала.

    Ранее мы уже писали о тонкостях ментальной арифметики и плюсах и минусах раннего развития детей.